Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ФЬЮМЕ

, Сальваторе (Fiume, Salvatore) Род. 1915, Комизо, Сицилия. Итальянский живописец. Получил художественное образование в Урбино, на родине Рафаэля, но навсегда остался влюбленным в природу и людей своего острова. В 1936 переехал в Милан. Знаменательным для него стал 1943, когда вышла в свет его книга — автобиографический роман, получивший хорошие отклики. Но Фьюме принес свое литературное дарование в жертву второму призванию. Впоследствии он публиковал рассказы и статьи, написал еще несколько книг. В первый послевоенный год персональная выставка художника явилась значительным событием не только в его жизни, о нем заговорили как о талантливом и самобытном живописце. Правда, в течение нескольких лет он выступал под псевдонимом Франческо Куэйе, и лишь в 1948 стало известно его настоящее имя, но и оно было принято критикой, воспринявшей это как своего рода игру молодого самолюбивого художника. Талант Фьюме многогранен: он работает в станковой и монументальной живописи, графике, сценографии (оформление спектаклей в Ла Скала, Ковент-Гарден), скульптуре, керамике, дизайне (им оформлены интерьеры редакций журналов Микеланджело, Лайф и Таймс в Нью-Йорке), мозаике (апсида Новой церкви в Назарете, 1947), книжной иллюстрации (рисунки к Энеиде Вергилия и др.). Когда художник не путешествует и не занят выставочной деятельностью, он живет в селении Канцо, неподалеку от Комо на севере Италии, где находится его мастерская. Здесь расположена его студия, небольшая экспозиция работ, фабрика, в печах которой обжигаются керамические изделия. На фабрике ему помогают дочь — художница-керамистка и зять, ведущий административную работу. Ближе всего искусству Фьюме (если пытаться искать аналогии его живописи) творчество Пиранделло и Джорджо Де Кирико. Его искусство остро психологично, оно рождается в потоке ассоциативного творчества, в котором цитирование фрагментов культуры прошлого всегда соотнесено с тонким чувством современности. Его полотна порой напоминают прием "театра в театре", который любил Пиранделло. Таковы его полотна Гойя и принцесса Альба, Дар Гойе, Визит принцессы Альба, в которых в едином порыве фантазии соединены изображения самого художника и его героев — принцесс, мах, современных тореадоров.Эти цитаты из Гойи, Тициана, Джорджоне, Пикассо у Фьюме всегда рождают новый образ, заставляющий вспомнить прошлое и глубже почувствовать современность. Ассоциации с прекрасными Венерами мастеров классической живописи рождают многие женские образы Фьюме (Красное и черное, 1960-е). Они по-своему столь же эмоционально тонки, как и ню Модильяни, тоже влюбленного в пластику женского тела. Миф о Европе, похищенной Зевсом, превратившимся в быка, в полотне Средиземноморская ночь (1970-е, частное собрание) обретает и поэтическое, и чувственное звучание. Изображение св. Георгия, сражающегося с драконом и современным фантомом на фоне пейзажа Сицилии в полотне Аллегория (1970-е), вызывает аналогии с картинами "примитивов" Италии, с метафизической живописью Де Кирико. Эта христианская аллегория победы добра над злом остается актуальной и в наши дни. А образ знатной итальянки, возлежащей на канапе (Красное и черное) воскрешает в памяти известное полотно Давида, запечатлевшего первую парижскую красавицу мадам Жюльетт Рекамье. В подобных портретах Фьюме есть и ноты эпатажа в сопоставлении изысканной красоты утонченной француженки XIX в. и своей современницы, наделенной откровенно грубой чувственностью. Как уроженец Сицилии Сальваторе Фьюме любит яркие звучные цветовые сочетания желтого и синего, голубого и оранжевого, белого и красного, черного и красного. Его полотна строятся на крупных пятнах цвета, подчеркивающих крепость объемов фигур и деталей пейзажа. Образ Сицилии часто присутствует в его полотнах, заставляя вспомнить о ее пустынных пространствах, морском побережье, великолепном сплаве различных культур, оставивших память о себе в постройках острова (Полдень, Памятник влюбленным, Континент без времени, Автопортрет, все — 1970-е). В Автопортрете художник изобразил себя получеловеком-полубыком, неким белым кентавром на фоне оранжево-желтого сицилийского пустынного пейзажа. Это портрет-метафора, рассказывающий о той корриде, которой является жизнь и творчество для художника и одновременно полное поэтического подтекста повествование о Сицилии. С. Фьюме часто сравнивают с Ван Гогом, Пикассо, Де Кирико, т. е. мастерами, сумевшими создать определенные направления в искусстве, творчество которых было смелым и новаторским в поиске индивидуальной манеры. С ними Фьюме роднит еще и страстное желание постичь тайну человеческой души, существования человека в современном мире. Подобно этим мастерам, он любит апеллировать к классике как высшему критерию прекрасного в искусстве, сохраняя при этом самобытность дарования итальянского художника XX в. Искусство Фьюме тоже уже стало классикой, неся в себе огромный потенциал неувядающей национальной традиции, открыв новые перспективы в ее развитии.
Лит.: Salvatore Fiume: Каталог выставки художника. М., 1991.
Е. Федотова

  1. фьюмефьюме рыбный или грибной бульон. Часто им усиливают вкус соуса. Литературно слово fumet переводится как аромат. Этим термином обозначают только концентрированные грибные ...Кулинарный словарь