Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ФЕТТИ

, Доменико (Fetti, Domenico) 1589, Рим — 1623, Венеция. Итальянский живописец. Учился у Л. Чиголи. Художественную карьеру начал в Риме. В 1613 в возрасте 24 лет переехал в Мантую, где состоял на службе у герцога Фердинандо II Гонзага вплоть до 1621. Последние годы жизни (1622—1623) провел в Венеции. В формировании творческого облика Фетти значительную роль сыграли впечатления от работ Караваджо и его круга, Эльсхеймера, знакомство с хранившимися в Мантуе ранними работами Рубенса и работами венецианских мастеров XVI в., интерес к которым побудил его оставить придворную службу и переехать в Венецию. Живописное наследие Фетти, созданное на протяжении 10 с небольшим лет его недолгой жизни, включает произведения различных жанров, но главное место в нем занимают композиции 2 типов.Во-первых, это сравнительно немногочисленные однофигурные композиции, где на фоне обобщенно и мягко трактованного пейзажа предстают крупным планом широко и свободно написанные фигуры, выполняющие роль аллегорий или библейских персонажей (Меланхолия, Венеция, галереи Академии; Давид, Дрезден, Картинная галерея). Полные жизни, сохраняющие в своем облике черты человека из уличной толпы, они в то же время эффектны, театрализованы, облагорожены свободой живописной манеры, игрой света, серебрящегося на складках одежд. Сочетание жанровой трактовки и театрализованной облагороженности в еще большей мере свойственно его многочисленным картинам кабинетного размера на библейские, евангельские, мифологические темы, пользовавшимся успехом; об этом свидетельствуют авторские реплики и копии некоторых из них (Бегство в Египет, Вена, Музей истории искусства; Исцеление Товита, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; серия из 8 композиций на темы евангельских притч, Дрезден, Картинная галерея; Персей и Андромеда, Вена, Музей истории искусства). Написанные в конце мантуанского периода и в годы жизни в Венеции, эти картины знаменовали рождение в Италии нового живописного жанра; библейские и евангельские сцены, разыгрывающиеся на фоне идиллического или героического пейзажа, решены с житейской достоверностью, камерны, их участники наделены обыденностью облика. В то же время этот "театр жизни" лишен малейшего оттенка брутальности, полон поэтичности и привлекательности, лохмотья бродяг облагорожены виртуозностью живописи, богатством тональных переходов, игрой серебристого света. Поэтическая правда жизни находит наиболее полное выражение в Притче о потерянной драхме (Дрезден, Картинная галерея; авторская реплика — Флоренция, галерея Питти), где свет от поставленной на пол свечи преображает и склонившуюся в поисках монеты женскую фигуру, и убогое помещение с голыми стенами; огромная тень, отбрасываемая женщиной на стену, таинственно вырастающая за ее спиной, предвосхищает мотивы Рембрандта. Фетти оказал большое влияние на развитие жанровых тенденций в итальянской живописи XVII в.
Лит.: Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1965; Fetti Domenico, Magnasco Alessanfro. Exhibition. London, 1977.
И. Смирнова

  1. феттиФЕТТИ Фети Fetti Feti Доменико [ок. Рим .Венеция] итальянский живописец. Учился в Риме у Л. Чиголи с работал в Мантуе с в Венеции. Испытал влияние Караваджо iА. Эльсх...Большая советская энциклопедия
  2. феттиFetti Доменико ок. итальянский живописецвенецианской школы. Религиозные сюжеты трактовал как сцены народной жизнииспользовал богатый светотеневыми переходами колорит Ис...Большой энциклопедический словарь II
  3. феттиФЕТТИ Fetti Доменико около итальянский живописец венецианской школы. Религиозные сюжеты трактовал как сцены народной жизни использовал богатый светотеневыми переходами...Современная энциклопедия
  4. феттиФЕТТИ Fetti Доменико ок . итальянский живописец венецианской школы. Религиозные сюжеты трактовал как сцены народной жизни использовал богатый светотеневыми переходами ко...Современный энциклопедический словарь