Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ФЕРНАНДЕС

, Алехо (Fernandez, Alejo) Между 1475—1479, Кордова — 1546, Севилья. Испанский живописец. Ведущий мастер севильской школы 1-й пол. XVI в. По-видимому, учился в Кордове, возможно, посетил Италию. В 1508 переехал в Севилью, где пользовался известностью, владел большой мастерской. Писал многочисленные (не все сохранились), нередко при участии учеников, алтарные картины для монастырей и церквей Севильи и других испанских городов (Марчены, Антекеры, Эсихи, Херес де ла Фронтерры, Вильясаны да Мены, Сарагосы). Творчество Фернандеса концентрировало в себе особенности и противоречия живописи раннего испанского Возрождения в ее андалусском варианте, развивалось под влиянием итальянских (П. Перуджино, А. Виварини, Б. Пинтуриккио) и нидерландских (Г. Давид, К. Массейс) художников, сохраняя устойчивые на почве Испании позднеготические архизирующие черты. В созданных Фернандесом картинах для огромных многочастных алтарей (ретабло) из резного раскрашенного и позолоченного дерева, украшенных скульптурой и архитектурно-декоративными мотивами, проявлялась глубокая национальная самобытность. Красноречив факт его приглашения, в ту пору кордовского мастера, в Севилью для участия в раскраске знаменитого алтаря главной капеллы собора Севильи, т. е. для работы, еще тесно связанной с традициями средневекового ремесла. Об исканиях художника, следовавшего новым веяниям времени, свидетельствует ранняя картина Христос у колонны (1520, Кордова, Музей изящных искусств), где проявился его настойчивый интерес к передаче пространственной среды, в которой происходит действие. Значительная роль здесь принадлежит изображению ренессансной архитектуры не только в качестве фона, но и для того, чтобы путем ее отдельных объемных элементов создать впечатление пространства, развивающегося в глубину. В более поздней Тайной вечере (ок. 1520, церковь Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе) Фернандес впервые в испанской живописи сосредоточил все свое внимание на тщательном построении перспективы. Овладевая ренессансными законами композиции, рисунка, колорита мастер в типичных для него изображениях святых с предстоящими всегда резко подчеркивал, как в средневековом искусстве, разномасштабность фигур, подчас сохраняющих черты позднеготической условности; он свободно соотносил между собой большие красочные плоскости с виртуозным плетением тончайшего золотого узора.Живописец ренессансного склада тяготел к гармоничным и лирическим образам (картины для собора в Севилье — Рождество Девы Марии, Поклонение волхвов, Введение во храм, Встреча Иоакима и Анны; Благовещение, ок. 1520, Севилья, Музей изящных искусств; погибшие в 1936 картины алтарей в Вильясане да Мена), особенно в изображении нежной и женственной Мадонны в роскошном одеянии из тяжелой златотканой парчи (Мадонна с розой, ок. 1515—1520, Севилья, церковь Санта Анна; алтарь Родриго Фернандеса де Сантаэлья, ок. 1520—1523, Севилья, капелла Семинарии). Самое известное произведение мастера — Мадонна мореплавателей (ок. 1531, Севилья, Алькасар) — единственная в испанской живописи картина, посвященная теме открытия мира. Заказанная Торговой палатой Севильи центральная композиция алтаря была расчищена в последние годы, что позволило составить более полное представление о выдающемся колористическом даровании Фернандеса. Редкий мотив на переднем плане — уходящее вдаль лазоревое море со множеством разнообразных кораблей — как бы олицетворяет безграничные возможности испанского флота, бороздившего океан. Выше, в небесах, под покровом Мадонны Милосердия — коленопреклоненные фигуры мореплавателей, один из них считается изображением Христофора Колумба. Широкий плащ Марии осеняет мореплавателей и охватывает также расположенных на дальнем плане краснокожих индейцев, принявших христианство. На фоне пламенеющего розового неба победно раскинут огромный черно-синий плащ Мадонны, облаченной в великолепное, затканное золотом платье и представленной в облике молодой цветущей женщины, излучающей доброту и благожелательность. Хотя в картине Фернандеса много наивно-условного и архаичного, она представляет новое слово в испанской живописи XVI в., покоряет своим торжественным и радостным звучанием. Выдающийся талант Фернандеса как художника-декоратора нашел разностороннее применение, начиная с работ над алтарем собора в Севилье до руководства живописным оформлением города по случаю прибытия в Севилью в 1526 императора Карла V.
Лит.: Angulo D. Alejo Fernandez — Librito de Arte de la Universidad de Sevilla, 1946.
Т. Каптерева

  1. фернандесФЕРНАНДЕС Fernandez Эмилио р. . Ондо шт. Коауила мексиканский кинорежисср сценарист актр. С юных лет участвовал в революц. движении. Был арестован. В бежал из тюрьмы и э...Большая советская энциклопедия
  2. фернандесFernandez Маседонио аргентинский писатель.Литературный наставник Х. Л. Борхеса повлиял на творчество Х. Кортасара идр. Автор сборника стихов Красавица Смерть фантастич...Большой энциклопедический словарь II
  3. фернандесФЕРНАНДЕС Флорес Венсеслао Wenceslao Fernandes Flores современный испанский писатель отразивший послевоенный скептицизм и разочарование буржуазии. В своих юмористических...Литературная энциклопедия
  4. фернандесФлорес Венсеслао [Wenceslao Fernandes Flores] современный испанский писатель отразивший послевоенный скептицизм и разочарование буржуазии. В своих юмористических фельетон...Литературная энциклопедия II
  5. фернандесФЕРНАНДЕС Флорес Венсеслао Wenceslao Fernandes Flores современный испанский писатель отразивший послевоенный скептицизм и разочарование буржуазии. В своих юмористических...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. фернандесФЕРНАНДЕС Fernandez Эмилио мексиканский кинорежиссер актер. Фильмы Мария Канделария Рио Эскондидо Верный солдат Панчо Вильи Чока Красная зона и др....Современный энциклопедический словарь
  7. фернандесФЕРНАНДЕС Fernandez Маседонио аргентинский писатель. Литературный наставник Х. Л. Борхеса повлиял на творчество Х. Кортасара и др. Автор сборника стихов Красавица Смерть...Современный энциклопедический словарь