Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ФЕЙЕРБАХ

, Ансельм (Feuerbach, Anselm) 1829, Шпейер — 1880, Венеция. Немецкий живописец. Племянник философа Л. Фейербаха. С 1836 занимался в Университете Фрейбурга. В 1845—1848 учился в дюссельдорфской Академии художеств у Шадова, К. Ф. Зона, Ширмера, в 1848—1850 — у К. Раля в мюнхенской Академии художеств, где увлекся исторической живописью. В 1850 некоторое время посещал Академию художеств Антверпена. С 1851 по 1854 занимался в ателье Кутюра в Париже, испытал его влияние, интересовался живописью Курбе. С 1855 по 1873 жил в основном в Италии. Сначала работал в Риме, где имел мастерскую, посетил Падую, Венецию, Флоренцию, Болонью. С 1873 по 1876 преподавал в венской Академии художеств, как профессор живописи руководил классом исторической живописи. Посетил Карлсруэ. С 1876 постоянно жил в Венеции. Начинал как портретист (Мужской портрет, 1851, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), часто писал автопортреты (1851—1852, Карлсруэ, Кунстхалле; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), придавая образам внешнюю театральность поз и аксессуаров. В 1852, следуя традиции романтиков, обратился к восточным темам, создав серию полотен к Дивану И. В. Гёте (Хафиз в парижском кабачке, Мангейм, Кунстхалле; Хафиз у фонтана, Мюнхен, галерея Шака). В этих работах 1850-х проявился интерес к разработке колорита под влиянием живописи Делакруа и Курбе. В созданных в Италии картинах Горный ручей (1865, Винтертур, собрание О. Рейнхардта) и Водопад (1856, Мангейм, Кунстхалле) пейзажные мотивы выглядят несколько искусственно и декоративно, что свидетельствует о влиянии манеры Т. Кутюра. Гораздо более самостоятелен пейзаж Вид порта Анцио (1866, Карлсруэ, Кунстхалле), в котором заметно овладение приемами пленэрной живописи. Познакомившись в Италии с произведениями мастеров Возрождения, художник нередко вдохновлялся их полотнами, заимствуя и как бы перефразируя понравившиеся ему детали. Форму поэтической имитации итальянских образцов обретают исполненная в Риме картина Пьета (1863, Мюнхен, галерея Шака), написанные по венецианским и римским впечатлениям Семейная сцена (1866, Мюнхен, галерея Шака) и Поэзия музыки (1856, Карлсруэ, Кунстхалле).Подобные отсылки к наследию великих мастеров прошлого найдут затем развитие в приемах символистов. Многие произведения Фейербаха отмечены влиянием академической и салонной живописи середины века. В полотне Пир Платона (1868—1869, Карлсруэ, Кунстхалле) популярный для времени сюжет из античной истории трактован как бытовая сцена. Статике фигур и искусственности антуража античной виллы вторят здесь сухость композиции и отвлеченность колорита. Под влиянием идеальных портретных образов назарейцев исполнены картины Портрет Нанны Ризи (1861, Штутгарт, Музей земли Вюртемберг; 1864—1865, Карлсруэ, Кунстхалле) и Играющая на мандолине (1865, Эссен, частное собрание). В отличие от работ последних приближение образа известной римской натурщицы Нанны Ризи к некоему собирательному возвышенному идеалу отвечает вкусам салонной живописи с присущей ей натуралистичностью и внешней красивостью. В живописи Фейербаха 1870—1880-х с особой силой проявился поиск возвышенного художественного идеала, связанный с общими тенденциями немецкого искусства последней трети XIX в. — т. н. эпохи Грюндерства. Художник апеллирует к искусству романтиков, в часто варьируемых картинах с образами Данте (Данте и равеннские дамы, 1858, Карлсруэ, Кунстхалле; Смерть Данте, 1858, Шпеер, Картинная галерея), Медеи (Медея, 1870, Мюнхен, Новая пинакотека), Ифигении (Ифигения, 1870, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; 1871, Дармштадт, Музей земли Гессен) воплощается тема судьбы, жертвенности, человеческих переживаний. Исполненные в холодной колористической гамме, приближенные к бытовой живописи сцены не лишены театрального пафоса, присущего салонной живописи на романтический сюжет. В позднем полотне художника Поле блаженства (1877, Винтертур, собрание О. Рейнхардта) с изображением Аполлона в окружении муз мифологический сюжет призван создать некую иллюзию романтического мира мечты о прекрасном золотом веке, получившей развитие в живописи символистов. Но сцена лишена поэзии и тонкой живописности решения, присущих произведениям Г. фон Маре, отвечая, скорее, салонным вкусам века. В написанных для Национального музея Нюрнберга в 1878 фресках Кайзер Людвиг дарует привилегии Нюрнбергской галерее и Кайзер Максимилиан II в Нюрнберге, росписи плафона зала Академии художеств в Вене (Падение титанов, 1874—1879), трактованные в манере академической живописи исторические и мифологические сцены выглядят статично и велеречиво. Будучи тесно связанным с живописью немецких романтиков, искусство Фейербаха вместе с тем во многом предваряло направление поисков художников-символистов.
Лит.: Zimmermann W. Anselm Feuerbach. Gemalde und Zeichnungen aus Staatlischen Kunsthalle, Karlsruhe / Hrsg. von J. Lauts. Karlsruhe, 1961; Strubel J. Anselm Feuerbach. Milano, 1968; Anselm Feuerbach. 1829—1880. Gemalde und Zeichnungen. Munchen; Berlin, 1976.
Е. Федотова

Синонимы:
философ


  1. фейербахФЕЙЕРБАХ Feuerbach Ансельм . Шпейер . Венеция немецкий живописец. Внук А. Фейербаха iплемянник Л. Фейербаха. iУчился в АХ в Дюссельдорфе Мюнхене Париже . С жил в осно...Большая советская энциклопедия
  2. фейербахФЕЙЕРБАХ Feuerbach Ансельм . Хайнихен близ Иены. ФранкфуртнаМайне немецкий криминалист представитель классической школы уголовного права. iОтец философа Л. Фейербаха. iВ...Большая советская энциклопедия
  3. фейербахФЕЙЕРБАХ Feuerbach Людвиг Андреас . Ландсхут Бавария. Рехенберг близ Нюрнберга немецкий философматериалист и атеист.Род. в семье криминалиста А. Фейербаха. iОкончив мест...Большая советская энциклопедия
  4. фейербахимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. фейербахАнсельм немецкий живописец. Стремился возродитьмонументальное искусство в огромных полотнах на темы античных легендИфигения ....Большой энциклопедический словарь II
  6. фейербахФЕЙЕРБАХstrongFeuerbach Людвиг Андреас немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В Берлине после курса лекций Гегеля Ф. пишет...История философии II
  7. фейербахНачальная форма Фейербах неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  8. фейербахФЕЙЕРБАХ Feuerbach Людвиг Андреас немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В защитил диссертацию О едином всеобщем и бесконе...Новейший философский словарь
  9. фейербахFeuerbach Людвиг Андреас немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В защитил диссертацию О едином всеобщем и бесконечном разу...Новейший философский словарь II
  10. фейербахp.n. философ...Русско-английский словарь математических терминов
  11. фейербахАнсельм нем. Feuerbach нем. живописец. Во время пребывания в Париже познакомился с историч. живописью Т. Кутюра Римляне времен упадка которая произвела на него огромное ...Словарь античности
  12. фейербахFeuerbach Людвиг нем. философматериалист. С г. после отстранения от преподавания в унте за публикацию Мыслей о смерти и бессмертии почти безвыездно жил в деревне и не ...Словарь по этике
  13. фейербахфейербах сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  14. фейербахFeuerbach Людвиг Андреас .VII. .IX. нем. философматериалист один из непосредственных предшественников марксизма. Род. в г. Ландсхут Бавария в семье криминалиста А. Фейе...Советская историческая энциклопедия
  15. фейербахФЕЙЕРБАХ Feuerbach Людвиг немецкий философматериалист. Первоначально последователь Г.В.Ф. Гегеля затем подверг критике гегелевский идеализм. В центре философии Файерб...Современная энциклопедия
  16. фейербахФЕЙЕРБАХ Людвиг немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля затем подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха человек трактуемый как биологиче...Современный энциклопедический словарь
  17. фейербахФЕЙЕРБАХ Ансельм немецкий живописец. Стремился возродить монументальное искусство в огромных полотнах на темы античных легенд Ифигения ....Современный энциклопедический словарь
  18. фейербахФЕЙЕРБАХ Feuerbach Ансельм немецкий криминалист представитель классической школы уголовного права составитель Баварского уголовного уложения ....Современный энциклопедический словарь
  19. фейербахФЕЙЕРБАХ Feuerbach Людвиг Андреас нем. философматериалист и атеист. Слушал лекции Г.В.Ф. Гегеля в Берлинском унте в защитил диссертацию и стал приватдоцентом Эрлангенс...Философская энциклопедия
  20. фейербахХаер Хаб Фай Реф Реба Раф Ера Брех Бра Бер Бей Арх Хер Бай Бар Раб Рей Рейх Фаер Фбр Фейербах Фра...Электронный словарь анаграмм русского языка
  21. фейербахФЕЙЕРБАХ Feuerbach Людвиг Андреас немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В Берлине после курса лекций Гегеля Ф. пишет отцу...Энциклопедия История философии
  22. фейербахFeuerbachАнсельм германский криминалист один из основателей классической школы в уголовном праве. Окончил Иенский университет получил степени доктора философии и доктор...Энциклопедия юриста