Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

УТРИЛЛО

, Морис (Utrillo, Maurice) 1883, Париж — 1955, Везине. Французский живописец. Родился на Монмартре, с которым связан наиболее плодотворный период его жизни. Овладевал навыками рисунка и живописи под руководством своей матери, известной натурщицы и художницы Сюзанны Валадон, но систематического художественного образования не получил. Утрилло вошел в историю живописи как поэт Монмартра, раскрывающий потаенную красоту его кривых улочек, теряющихся вдали спусков, маленьких уютных площадей, непритязательных построек и глухих оград с облупившейся краской. Ранний период творчества (до 1909) отмечен влиянием Писсарро и Сислея. Однако при сходстве мотивов, композиционных приемов манера Утрилло ближе к корпусной живописи барбизонцев и Курбе, чем к импрессионистическому методу наложения раздельных вибрирующих мазков (Сена в Париже, 1905, Базель, частное собрание; Сад в Монманьи, 1908, Париж, Нац.музей современного искусства). С 1909 Утрилло почти не писал с натуры. Работал по памяти, часто обращаясь к открыткам. С помощью угольника и линейки он расчерчивал каркас композиции, линии архитектуры и лишь затем приступал к работе с красками. Тесные пространства улиц, замкнутость перспектив, скудная растительность, прорывающаяся сквозь мостовые, заполняющая промежутки между потертыми стенами и изгородями, мерный ступенчатый ритм кровель и фасадов — пейзажи Утрилло овеяны верленовской меланхолией, проникнуты интимным восприятием городских уголков как обжитых интерьеров. С особым мастерством художник писал старую штукатурку стен и глухих оград, насыщая белый цвет множеством тончайших валеров (Белый дом, ок. 1912, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Улица Мон-Сени, 1910; Тупик Коттен, 1911, обе — Париж, Нац. музей современного искусства; Площадь Тертр, ок. 1911—1912, Лондон, галерея Тейт). Один из любимых мотивов Утрилло — одиноко стоящие церкви и соборы (Церковь Сен Пьер, ок. 1911, Париж, музей Оранжери; Церковь Сен Северен, ок. 1913, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Шартрский собор, ок. 1913, частное собрание; Реймсский собор, ок. 1914, частное собрание). С 1919 Утрилло подолгу жил в замке Сен Бернар, близ Лиона. Период творческого расцвета мастера был недолгим. Хронический алкоголизм, беспорядочный образ жизни привели к скорому угасанию таланта. Хотя в 1920-х к нему пришли известность и значительный материальный успех, в пейзажах этого времени чувствуется творческая усталость. В дальнейшем механические повторы, монотонность приемов, вялость кисти свидетельствуют о преждевременном угасании творческой энергии. Тем не менее Утрилло сыграл значительную роль во французском искусстве. Он не только продолжил великие традиции французского пейзажа, но и выразил лирическую тональность своего времени, проявившуюся также в поэзии Ж. Превера, в грустных напевах парижских шансонье.
Лит.: Морис Утрилло. К портрету художника / Сост. и вступ. ст. Т. А. Савицкой. М., 1988; MacOrlan P. Utrillo. Paris, 1952; Petrides P. Maurice Utrillo. Paris, 1962. 2 vol.
В. Крючкова

  1. утриллоУТРИЛЛО Utrillo Морис . Париж. Дакс деп. Ланды французский живописецпейзажист. Рос в артистич. среде. Учился у матери художницы С. Валадон. Испытал влияние К. Писсарро. i...Большая советская энциклопедия
  2. утриллоUtrillo Морис французский живописец. Мастерлирического городского пейзажа парижские предместья улочки Монмартра....Большой энциклопедический словарь II
  3. утриллоУТРИЛЛО Utrillo Морис французский живописец. Мастер лирического городского пейзажа парижские предместья улочки Монмартра....Современная энциклопедия
  4. утриллоУТРИЛЛО Utrillo Морис французский живописец. Мастер лирического городского пейзажа парижские предместья улочки Монмартра....Современный энциклопедический словарь