Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

СОЛИМЕНА

, Франческо (Solimena, Francesco), прозв. "Аббат Чиччо" ("Abbate Ciccio") 1657, Канале ди Серино, Авеллино, — 1747, Барра ди Наполи. Итальянский живописец неаполитанской школы. Один из крупнейших мастеров позднего барокко. Учился у отца Анджело Солимены, с которым поначалу работал и, возможно, у Ф. Де Мария в Неаполе. От последнего унаследовал интерес к живописи Доменикино, работы которого были в Неаполе. На формирование Солимены оказала влияние также живопись Луки Джордано, Маттио Прети, Джованни Ланфранко, у которых он усвоил приемы барочной живописи. Первые работы были исполнены вместе с отцом (Пьета, 1678, Ночера Суперьоре, церковь Сан Бартоломео; Мадонна с Младенцем между св. Петром и св. Павлом, 1684, Неаполь, церковь Сан Никколо алла Карита и др.). Подражание караваджистским приемам Луки Джордано проявилось в одной из первых самостоятельных работ Солимены — во фресковых росписях церкви Санта Мария донна Реджина (Св. Франциск получает символы священства в присутствии Отца Всевышнего, 1691—1693). Однако в изображении переживаний персонажей ощутима более глубокая эмоциональная трактовка, чем у Джордано, склонного к более поверхностному толкованию религиозных сюжетов. Первыми крупными работами художника были Падение св. Симона Мага и Обращение Павла (обе — ок. 1690, Неаполь, церковь Сан Паоло Маджоре). Среди сложных многоэтажных архитектурных сооружений, уводящих взгляд смотрящего далеко ввысь, парят маленькие фигурки святых и ангелов. В отличие от Луки Джордано Солимена будет часто вводить подобные иллюзорные перспективные постройки. Взметнувшиеся в бурном движении фигуры рождают, однако, в большей степени ощущение чувственного праздничного духа, предвосхищая изящные светские аллегории рококо. Караваджистский прием сложной и интенсивной игры пятен света и тени привносит, напротив, эмоциональную напряженность в композиции алтарных картин (Видение св. Григория Великого, 1680-е, Солофра <Авеллино>, церковь Сан Доменико; Мучение св. Джустиниани, Неаполь, церковь Сан Паоло Маджоре).Уже в этих ранних работах Франческо Солимена проявляет свой незаурядный живописный талант и умение по-своему интерпретировать манеру и приемы интересующих его мастеров. После посещения Солименой Рима (ок. 1700), знакомства с искусством К. Маратти в его живописи усиливается рассудочность и классицистические черты. Солимена приобретает большую известность, исполняя заказы для дворов Франции, Испании, Австрии, Португалии. В Италии его приглашают для работы в Турин (Св. Бонавентура получает от Мадонны реликвию Сан Сеполькро, 1712, Турин, собор), но он остается верным Неаполю, где продолжает работать, выполняя, однако, и другие важные заказы. В этом ему помогают ученики, воспитанные в созданной художником "Академии" ("Accademia Solimenesca"), такие как С. Конка, К. Джакуинто, Ф. де Мура, Дж. Бонито и др. Этапными работами в Неаполе стали росписи плафона и фреска Изгнание Элиодора из храма (1725, Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), а также роспись капеллы Св. Анны в церкви Джезу Нуово (эскиз — Париж, Лувр), в которых сказались черты поздней манеры художника: менее тонкий колорит; усилившийся рационализм композиционного и живописного решения, несмотря на бравурный мазок; некоторая застылость поз и жестов в изображении маленьких фигур святых, парящих среди мощных архитектурных сооружений. В подобной манере, по-видимому, были исполнены и росписи плафонов зала Сената в Генуе (1715—1717, не сохранилась), к которым имеются два эскиза — Мучение св. Джустиниани (Нац. музей и галереи Каподимонте), Прибытие праха Иоанна Крестителя (Генуя, собрание Де Феррари). И наряду с этими декоративными работами, в которых сказалось усиление классицистических черт, художник создает ряд станковых полотен (Похищение Орейтии, Рим, галерея Спада; Ревекка и Элиазар, Вена, Академия художеств), в которых сцены переданы с рокайльным изяществом. Солимена играл видную роль в Академии художеств Неаполя. По его инициативе в 1704 в Болонье (в 1733 — в Неаполе) был издан Словарь итальянских живописцев П. А. Орланди, а в 1742 — труд Б. Де Доменичи История неаполитанской живописи. Современники по-разному оценивали его искусство. "Его манера безвкусна, и в его композициях нет талантливого замысла", — писал в 1739 Шарль де Бросс. Автор труда о мастерах Неаполя Б. Де Доменичи назвал его искусство "олицетворением стиля Бурбонов" (1742). Высоко ценились современниками портреты кисти Солимены. В его полотнах (Мужской портрет, Венеция, собрание Сонино), Мужской портрет (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) подчеркнут аристократизм портретируемых. Портреты барочные по своему образному строю, о чем свидетельствуют величавость поз, элегантность пышных одежд, изображение моделей на фоне торжественных занавесов в кабинетах, сквозь окна которых виден родовой замок: Портрет Филиппа V Бурбона Испанского (Казерта, Королевский дворец), Портрет неаполитанской знатной дамы (Лондон, галерея Хезлит). Светской утонченностью наделены портретные образы в картине Граф Альтан преклоняет колени перед австрийским императором Карлом VI (Вена, Музей истории искусств). Среди этих работ выделяется автопортрет Солимены (ок. 1715—1720, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), в котором художник стремится подчеркнуть интеллектуальный характер творчества живописца, особенности его ремесла, изобразив себя в мастерской за мольбертом, рядом с созданными им холстами. Имел почетный орден — орден Калатравы и титул знатности "Cavalier Calabrese nobilitato". Творчество Солимены оказало большое влияние на его учеников, работавших в 1-й пол. XVIII в. в Риме, многие мастера изучали его живопись, с его произведений исполнялись гравюры.
Лит.: Causa R. Pittura napoletana dal XV al XIX secolo. Bergamo, 1961; Bologna I. Francesco Solimena. Napoli, 1958; Barock in Neapel. Ausstellung. 1993—1994: Catalog. Neapel, 1994.
Е. Федотова

  1. солименаSolimena Франческо итальянский живописец позднегобарокко. Жил и работал в Неаполе. Росписи церквей Неаполя Сан ПаолоМаджоре Джезу Нуово Сан Доменико Маджоре....Большой энциклопедический словарь II
  2. солименаСОЛИМЕНА Solimena Франческо итальянский живописец позднего барокко. Жил и работал в Неаполе. Росписи церквей Неаполя Сан Паоло Маджоре Джезу Нуово Сан Доменико Маджоре....Современный энциклопедический словарь
  3. солименаСолимена Франческо Solimena прозванный Аббате Чиччо итальянский живописец. Его отец Анджело С. был недурной живописец но всячески старался противодействовать его художе...Энциклопедический словарь
  4. солименаФранческо Solimena прозванный Аббате Чиччо итальянский живописец. Его отец Анджело С. был недурной живописец но всячески старался противодействовать его художественным ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона