Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

САРТО

, Андреа дель (Sarto, Andrea del), наст. имя Андреа д’Аньоло (Andrea d’Agnolo) 1486, Флоренция — 1531, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Учился у П. ди Козимо. В 1518—1519 работал во Франции при дворе Франциска I. Андреа дель Сарто является самой яркой и значительной фигурой в недолгой истории флорентийской живописной школы Высокого Возрождения, окончательно сложившейся в конце 1-го десятилетия XVI в. Вслед за Рафаэлем он наиболее полно и органично выразил классическое начало Высокого Возрождения, тяготение к гармоническому равновесию и ясности величаво-возвышенного стиля. Связанный художественным образованием с последним поколением мастеров Раннего Возрождения, традиции которого частично сохраняются в его первых работах (Св.Семейство, ок. 1507—1508, Бари, Пинакотека; фресковый цикл История св. Филиппа Беницци, 1509—1510, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата), он легко и естественно усвоил в работах Леонардо да Винчи, Рафаэля, фра Бартоломмео обобщенный и возвышенный язык Высокого Возрождения. Наделенный безупречным чувством меры, почти музыкальным ощущением пластической красоты свободных и спокойных поз, плавных жестов, редким для флорентийца дарованием объединять формы и краски тонкими переходами дымчатой светотени, А. дель Сарто внес в искусство Высокого Возрождения неповторимую ноту чуть печальной поэтической задумчивости. Свободное владение величавым стилем Высокого Возрождения художник демонстрирует уже в алтаре Благовещение (1512—1514, Флоренция, галерея Уффици) и фреске Рождество Девы Марии (1513—1514, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата). Вершиной творчества Сарто являются алтарные картины Мадонна с гарпиями (1517, Флоренция, галерея Уффици) и Диспута (Спор о Троице, ок. 1519—1520, Флоренция, галерея Питти), Аллегория Каритас (1518, Париж, Лувр), фреска Мадонна дель Сакко (1525, Флоренция, церковь Сантиссима Аннуциата) и др., принадлежащие к самым гармоническим творениям живописи Высокого Возрождения. Особые интонации этим спокойным и ясным, полным ритмического равновесия композициям придают тонкая, несколько элегическая одухотворенность персонажей, разреженность ритма, пространственные паузы, особый характер фона, нейтрального, но превращенного переходами светотени в пространственную среду. Эффект необъятного, заполненного колебаниями света и тени пространства особенно велик в росписи Тайная вечеря (1526—1527, Флоренция, монастырь Сан Сальви). Сдержанно и благородно выраженные эмоции господствуют в повествовательных композициях художника, самыми значительными из которых являются сцены, входящие в обширный цикл История Иоанна Крестителя (1509—1526, Флоренция, Кьостро дельи Скальци), выполненный с помощью Ф. Франчибиджо в технике золотисто- или оранжево-коричневой гризайли. Более внешнее, иногда аффектированное выражение получает у Сарто появляющееся с сер. 1520-х драматическое начало (Жертвоприношение Авраама, ок. 1525—1530, Дрезден, Картинная галерея; Ассунта Пассерини, ок. 1526; Ассунта Панчатики, ок. 1522—1523, обе — Флоренция, галерея Питти). А. дель Сарто был одним из лучших флорентийских портретистов 1-й пол. XVI в. Его немногочисленные портреты, написанные в энергичной, широкой живописной манере, полные движения, отличает открытая, напряженная сила духовной жизни моделей (Портрет скульптора, ок. 1517— 1518, Лондон, Нац. галерея; Портрет жены художника Лукреции дель Феде, ок. 1515, Флоренция, галерея Уффици).
Лит.: Дажина В. Д. Андреа дель Сарто. М., 1986; Freedberg S. Andrea del Sarto. Cambrige (Mass.), 1963. Vol. 1—2; Shearman J. Andrea del Sarto. Oxford, 1965. Vol. 1—2.
И. Смирнова

  1. сартоСАРТО Sarto собственно дА н ь о л о dAgnolo Андреа дель [. Флоренция или . . там же] итальянский живописец. Учился у Пьеро ди Козимо. iИспытал влияние Леонардо да Винчи ...Большая советская энциклопедия
  2. сартосм. Андреа дель Сарто....Большой энциклопедический словарь II
  3. сартоСАРТО см. Андреа дель Сарто....Большой энциклопедический словарь III
  4. сартоСАРТО см. Андреа дель Сарто....Большой Энциклопедический словарь V
  5. сартоСарто прзвище...Орфографічний словник української мови
  6. сартоСАРТО см. Андреа дель Сарто....Современный энциклопедический словарь
  7. сартоСарто кардинал см. Пий Х....Энциклопедический словарь
  8. сартоСАРТО см. Андреа дель Сарто....Энциклопедический словарь естествознания
  9. сартокардинал см. Пий Х....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона