Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

САЛЬВИАТИ

, Франческо (Salviati, Francesco) 1510, Флоренция — 1563, Рим. Итальянский живописец. Представитель раннего этапа маньеризма — художественного течения, сформировавшегося во Флоренции и Риме в 1520—1530-е и ориентировавшегося на "манеру" — стилистические приемы мастеров Высокого Возрождения. Сын флорентийского ткача Микеланджело деи Росси, Франческо уже в юности принял фамилию своего покровителя кардинала Сальвиати. Работал во Флоренции, Риме, Венеции. Первые уроки живописи Сальвиати получил в мастерской второстепенного флорентийского живописца Рафаэля дель Бреша, в 1529 поступил в мастерскую ведущего флорентийского живописца Андреа дель Сарто; посещал также мастерские Буджардини и скульптора Бандинелли. В 1531 Джорджо Вазари, друг отрочества Сальвиати и будущий автор знаменитых Жизнеописаний итальянских мастеров, вызвал Сальвиати в Рим.Первая выполненная здесь значительная работа Сальвиати Благовещение (ок. 1533—1535, Рим, церковь Сан Франческо а Рипа) свидетельствует, что молодой мастер успел приобщиться к стилю римской школы, ориентируясь как на позднего Рафаэля, так и на Микеланджело. В нач. 1530-х Сальвиати выполнил несколько не дошедших до нас работ для проживавших в Риме знатных флорентийцев Альбовини и Сегарди. Отзвуки школы Рафаэля сказываются и в эффектной фреске Сальвиати Встреча Марии и Елизаветы (1538, Рим, ораторий Сан Джованни Деколлато). В кон. 1538 или нач. 1539 Сальвиати покинул Рим и, ненадолго задержавшись во Флоренции, отправился в Венецию, где пробыл два года (1539—1541). С венецианским периодом связана одна из самых изысканных работ Сальвиати — росписи в палаццо Гримани, принадлежавшем кардиналу Гримани, большому поклоннику римской школы. Росписи большого зала Психеи не сохранились и известны только по гравюрам. Однако сохранились четыре изысканные композиции, обрамляющие свод круглого зала Аполлона, обрамленные орнаментом из стукко, в которых на терракотово-красном фоне предстают полные грации фигуры античных божеств, объединенные волнообразным ритмом (Аполлон перед Дельфийским оракулом, 1541, Венеция, палаццо Гримани). В 1543 Сальвиати возвратился во Флоренцию, где работал до 1548. Первый большой заказ, полученный им от правителя Флоренции герцога Козимо I Медичи, — росписи в зале приемов палаццо Веккио (1543—1545). Огромная фреска Триумф Камилла, украшающая этот зал, демонстрирует стремление художника создать величественную антикизированную многофигурную композицию, однако не относится к числу его творческих удач. Нарочитая антикизация фигур участников триумфального шествия соединяется у художника со скульптурной жесткостью моделировки, застылостью поз и движений. В 1548 Сальвиати приезжает в Рим, где выполняет ряд больших многофигурных фресковых панно в Зале деяний Фарнезе (ок. 1549—1563, Рим, палаццо Фарнезе). Они посвящены историческим фактам, связанным с семьей Фарнезе, и в том числе роли, которую сыграли папа Павел III Фарнезе и его внук кардинал Алессандро Фарнезе в созыве Тридентского собора, призванного ограничить распространение лютеранства. На одной из этих фресок предстает сам Мартин Лютер, мирно беседующий с кардиналом. В последней значительной работе Сальвиати — росписях на библейские сцены в палаццо Саккетти (1552—1554, Рим), написанных в светлых, пастельных тонах, неожиданно открываются новые грани дарования мастера. Особенно замечательно фресковое панно Вирсавия отправляется к Давиду с легкой фигурой Вирсавии, поднимающейся по изгибу лестницы к поджидающему ее Давиду.
Лит.: Briganti G. Der italienische Manierismus. Dresden, 1961; Cheney J. Francesco Salviati. Ann Arbor, 1963; Freedlander S. J. Painting in Italy. 1500—1600. Harmondsworth, 1971; Dumont C. Francesco Salviati au Palais Farnese de Rome et la decoration murable Italienne. Rome, 1973.
И. Смирнова

  1. сальвиатиSalviati Франческо флорентийскийхудожникманьерист близкий друг Джорджо Вазари. Ученик А. дель Сартоиспытал влияние Микеланджело Понтормо венецианских мастеров. С работа...Большой энциклопедический словарь II
  2. сальвиатиСАЛЬВИАТИ Salviati Франческо флорентийский художникманьерист близкий друг Джорджо Вазари. Ученик А. дель Сарто испытал влияние Микеланджело Понтормо венецианских мастеро...Современный энциклопедический словарь