Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

РОТАРИ

, Пьетро (Rotari, Pietro) 1707, Верона — 1762, Венеция. Итальянский живописец веронской школы. Обычно относится к разряду "petites maitres" рококо. Однако творчество этого мастера оказало значительное влияние на европейский портрет XVIII столетия. Он был родом из Вероны и занимался в мастерской А. Балестры. Его постоянные разъезды по Италии и поездки за границу напоминали деятельность "художника-виртуоза". В 19 лет он приехал в Венецию, где пробыл два года, затем посетил Неаполь (1731), изучая наследие мастеров неаполитанской школы. С 1727 по 1734 работал в Риме, занимаясь у Ф. Тревизани. В 1734, возвратившись в Верону, создал там Академию живописи. С 1749 работал при венском и дрезденском дворах. Крупной работой Ротари считаются алтарные образы в Хофкирхе в Дрездене Видение св. Игнатия Лойолы, Смерть св. Франциска Ксавье (1752—1753). В 1756 был приглашен Елизаветой Петровной в Россию для написания портретов императрицы и членов ее семейства. Помимо портретов он писал картины на исторические и мифологические сюжеты, алтарные образы в церквах Падуи и Бергамо, работал как монументалист в манере неаполитанских позднебарочных квадратуристов. Но в Европе художник снискал славу как портретист. В парадных портретах Елизавета Саксонская (Мюнхен, Старая пинакотека), Елизавета Петровна (1760, Санкт-Петербург, Гос. Русский музей) элемент идеализации смягчен грацией поворотов, живописной мягкостью в написании складок одежд, нежными моделировками лиц знатных дам, изображенных несколько более молодыми, чем в действительности. Блестящее колористическое мастерство Ротари раскрылось в камерных портретах Молодой аббат (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Автопортрет (Флоренция, галерея Уффици), Портрет архитектора Б. Растрелли (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), серии портретов представителей русской аристократии (Портрет В. П. Шувалова, Санкт-Петербург, Гос. Русский музей). О том, что портреты художника высоко ценились в России, где у него были ученики, свидетельствует тот факт, что они среди первых были приобретены для Академии художеств, для копирования.Творчество Пьетро Ротари, которого историк итальянского искусства Луиджи Ланци в книге История живописи в Италии назвал "хорошим ремесленником", на самом деле был проводником новых вкусов и живописной манеры венецианского портрета в европейском искусстве XVIII столетия. Его камерный портрет оказал влияние на Антропова, Рокотова, Головачевского. Маленькие холсты Ротари нравились своей тонкой гармонией серых, зеленых, розовых цветов, переданных в холодном освещении, отчего его колорит казался нежно-серебристым или "пепельным", как назвал его Ланци. После знакомства в Европе с живописью Лиотара и Токке палитра художника стала более яркой и разнообразной. В погрудном написанном с натуры портрете друга художника, архитектора Б. Растрелли Ротари удалось передать богатый внутренний мир этой незаурядной личности, не прибегая к изображению аксессуаров, подчеркивающих род его деятельности. Желание дать объективную оценку человеку очевидно и в работе Молодой аббат. Художник увидел в нем нечто типичное для человека своей эпохи, сторонника идеалов Просвещения. Художник писал и полуфигурные изображения. Подобные портреты, в которых были важны общий декоративный эффект, элегантность позы, миловидный облик, писали Х. Зейбольд в Вене, А. Пэн и Б. Деннер в Германии. Головки плачущих, читающих, рассматривающих письма или спящих прелестных юных девушек Ротари (Плачущая девочка, Мюнхен, Старая пинакотека; Рим, Нац. галерея) были эмоциональными штудиями в духе рококо, костюмы и лица были переданы в них с одинаковым изяществом. Эти "головки" исполнены с великолепным живописным мастерством — плавным мазком, жидкими красками с использованием лака, так, что светлый тонированный грунт просвечивает сквозь красочный слой, позволяя передать фарфоровость кожи, почти невидимый абрис контуров, мягкость форм. Декоративный звучный цветовой акцент в виде бархотки, бантика, букетика цветов, платочка дополняет мерцающую, с тонко разработанными тональными переходами общую цветовую гамму. После смерти художника Екатерина II купила коллекцию его полуфигурных изображений, разместив ее в одном из залов Большого дворца в Петергофе, который стал впоследствии называться Кабинетом мод и граций. Творчество Пьетро Ротари интересно еще и тем, что он одним из первых среди итальянских мастеров XVIII столетия стал писать полуфигурные изображения людей из народа и бытовые сценки в интерьере, предвосхитив искусство европейского бидермайера. Образы его мечтающих миловидных служанок или крестьянок в картинах Девушка с веретеном (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и Спящая девушка (Мюнхен, Старая пинакотека) одновременно жизненно конкретны и изящны, как в полотнах и пастелях Дж. Б. Пьяцетты и мастеров его школы.
Лит.: Федотова Е. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Alessio N. C. Verona. Panorama artistico. Verona, 1956.
Е. Федотова

Синонимы:
организация


  1. ротариРОТАРИ Rotari Rotharis ок. король лангобардов iс . Вл войны с Византией завоевал Лигурию в т. ч. в Геную и терр. в рне Адриатич. м. В кодифицировал обычное право ланг...Большая советская энциклопедия
  2. ротариРОТАРИ Rotari Пьетро . Верона . Петербург итальянский живописец. Работал в Вероне с Вене Дрездене и Мюнхене ок. Петербурге с . Произв. Р. исполненные в стиле рококо iот...Большая советская энциклопедия
  3. ротариRotari Пьетро итальянский живописец. С работал вРоссии. Писал в стиле рококо преимущественно манерные идиллическиеизображения женских головок галереи в Петродворце Лом...Большой энциклопедический словарь II
  4. ротариок. король лангобардов Италия . Вел войны с Византией за земли Равеннского экзархата в были захвачены Генуя Альбенга Варикотта и др. города Лигурии. Ок. кодифицир...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. ротариок. король лангобардов Италия . Вел войны с Византией за земли Равеннского экзархата в были захвачены Генуя Альбенга Варикотта и др. города Лигурии. Ок. кодифицир...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  6. ротариНачальная форма Ротари неизменяемое слово обычно не имеет множественного числа имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. ротариротари сущ. колво синонимов организация Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы организация...Словарь синонимов II
  8. ротариRotari или Rotharis ок. король лангобардов с . Вел войны с Византией завоевал Лигурию в т. ч. Геную и земли в рне Адриатич. м. см. карту к ст. Лангобарды. В Р. кодифи...Советская историческая энциклопедия
  9. ротариРОТАРИ Rotari Пьетро итальянский живописец. С работал в России. Писал в стиле рококо преимущественно манерные идиллические изображения женских головок галереи в Петродв...Современный энциклопедический словарь
  10. ротариРотариrotari Пьетро Верона СанктПетербург итальянский живописец и гравр портретист автор картин на религиозные исторические и бытовые сюжеты. Граф П. Ротари начал обуч...Художественная энциклопедия
  11. ротариРота Ротари Рот Таир Таро Тир Тор Тори Ритор Отар Орт Итр Арт Аир Трио Рао Риа Рио Рита...Электронный словарь анаграмм русского языка
  12. ротариРотари граф Пьетро conte de Rotari итальянский исторический и портретный живописец родом из Вероны. Выучившись в этом городе рисованию у Р. Ауденарде посещал школу А. ...Энциклопедический словарь
  13. ротариграф Пьетро conte de Rotari итальянский исторический и портретный живописец родом из Вероны. Выучившись в этом городе рисованию у Р. Ауденарде посещал школу А. Балестры...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона