Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

РОМАНИНО

, Джироламо (Romanino, Girolamo) Ок. 1484/1487, Брешия — после 1559. Итальянский живописец. Мастер брешианской школы. Работал в Брешии, Падуе (1513), Кремоне (1519—1520), Тренто (1531—1532), Пизонье (ок. 1533—1534), Вероне (1540) и др. городах Северной Италии. Творчество Романино тесно связано с традициями ломбардских местных школ, в которых своеобразный веризм, заземленность сочетались с характерными живописными принципами — холодной, серебристой гаммой, интересом к световым эффектам. В то же время Романино в большей мере, чем другие мастера, соприкоснулся с традициями венецианской школы нач. XVI в., творчеством Джованни Беллини и Джорджоне. Об этом свидетельствуют его ранние работы (Положение во гроб, 1510, Венеция, галереи Академии; Мадонна со святыми, 1513, Падуя, Гор.музей). Самобытность и яркость дарования Романино проявились в работах 1520—1530-х: четырех композициях фрескового цикла Страсти Христа (1510—1520, Кремона, собор), продолженного Порденоне; цикле картин для капеллы Сан Сакраменто (1521—1524, Брешия, церковь Сан Джованни Эванджелиста), алтарных картинах Месса св. Аполлония (1520-е, Брешия, церковь Санта Мария ин Калькера), Антоний Падуанский и донатор (1529, Сало, собор), Обручение св. Екатерины (1520-е, Кальвизано, приходская церковь), полиптихе Рождество (1521—1524, Лондон, Нац. галерея), росписях церкви Санта Мария делла Неве в Пизонье (1533—1534) и др. Фресковые росписи Романино, написанные мощно и широко, отличаются энергией рисунка, свежестью красок, живостью и экспрессией повествовательных интонаций, нарочито заземленным, почти плебейским обликом персонажей. В алтарных картинах с их звучной, насыщенной красочной гаммой, смягченной тонкими переходами светотени, святые также нередко принимают облик могучих простолюдинов, цветущих крестьянских юношей и молодых женщин; их присутствие дополняют в ряде алтарей портреты заказчиков — нарядно одетых провинциальных дворян и горожан. Художественным открытием Романино является его Св. Матфей и ангел (1524, Брешия, церковь Сан Джованни Эванджелиста), предвосхищающий одноименную картину Караваджо и крестьянским обликом святого, и эффектами ночного освещения. Особое место в творчестве Романино занимают росписи Львиной лоджии дворца Буонконсильо в Тренто, выполненные в 1531—1532 для архиепископа Клезио, представляющие удачную попытку соединения характерных для Романино жанровых мотивов (группы музицирующих дам и кавалеров в люнетах), мотивов римской школы (обнаженные гиганты в распалубках) и смелого, предвосхищающего живопись барокко эффекта росписи зеркала плафона с летящей по голубому небу колесницей Фаэтона.
Лит.: Смирнова И. А. Крупнейшие художники венецианской Террафермы первой половины XVI века. М., 1978; Ferrari A. M. Romanino. Milano, 1961.
И. Смирнова

  1. романиноТо же что и ГРОССО РОМАНИНО....Словарь нумизмата
  2. романиноРоманино Джироламо Romanino известный также под именем Джироламо iБрешиано итальянский живописец ученик вероятно Стефано Рицци или быть может Флориано Ферраморы развивши...Энциклопедический словарь
  3. романиноДжироламо Romanino известный также под именем Джироламоem Брешиано итальянский живописец ученик вероятно Стефано Рицци или быть может Флориано Ферраморы развившийся дале...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона