Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ПАРМИДЖАНИНО

, Франческо (Parmigianino, Francesco), наст. имя Франческо Маццола (Francesco Mazzola) 1503, Парма — 1540, Парма. Итальянский живописец и гравер. Один из ведущих представителей маньеризма — художественного направления, сформировавшегося в Средней Италии в 1520-е, отмеченные началом кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения. Работал в Парме, Риме (1524—1527), Болонье (1527—1531). Сын рано умершего провинциального художника и воспитанник братьев отца, также второстепенных провинциальных живописцев, Пармиджанино, рано проявивший большую одаренность, сформировался во многом самостоятельно, в контакте с самобытно и лично воспринятым творчеством некоторых современников. В ранних работах Пармиджанино — росписях церкви Сан Джованни Эванджелиста (1522, Парма) и замка (Рокка) графов Сан Витале (ок. 1523, Фонтанеллато) — сказывается влияние Корреджо, в мастерской которого Пармиджанино работал в 1518. В то же время в этих работах уже проявляется творческая индивидуальность мастера. Так, в росписях замка в Фонтанеллато, используя идеи Корреджо, Пармиджанино нашел свежее и поэтичное решение, превратив плафон зала в небо с белыми облаками, его распалубки — в розарий с тонким плетением жердей, поддерживающих цветущие ветви, и изобразив в люнетах, под этим цветущим шатром, эпизоды истории Дианы и Актеона. Творческое формирование Пармиджанино завершилось в Риме, где наибольшее впечатление на него произвели работы флорентийского маньериста Россо, его экспрессивный, усложненный язык поз и жестов, стремительных ракурсов, динамика ритмического рисунка. Но неистовость и экстравагантность языка Россо претворяется у Пармиджанино в своеобразную гармонию струящихся, плавных, полных одухотворенной динамики и легкости линий, грацию удлиненных, хрупких силуэтов фигур, прихотливую игру змеящихся складок одежд, изысканность жестов рук с длинными, тонкими пальцами, скользящую плавность самых вычурных и сложных движений. Гармонической составляющей этого утонченного стиля является холодный, светлый колорит. Стиль Пармиджанино получил законченное выражение в его Мадоннах, воплощающих своеобразный идеал утонченной, одухотворенной, несколько манерной и холодно-чувственной красоты: Мадонне со св.Иеронимом (Видение св. Иеронима, 1526—1527, Лондон, Нац. галерея), Мадонне со святыми (1527—1529, Болонья, Нац. пинакотека), Мадонне с розой (ок. 1528—1530, Дрезден, Картинная галерея), Мадонне со св. Захарией (ок. 1530), парадоксально решенной Мадонне с длинной шеей (ок. 1535, обе — Флоренция, галерея Уффици), Мадонне со св. Стефаном и Иоанном Крестителем (ок. 1539—1540, Дрезден, Картинная галерея). В более классическом стиле выполнены декоративные росписи свода церкви Санта Мария делла Стекката (1531—1539, Парма). Значительное место в творчестве Пармиджанино занимает портретный жанр. Начав карьеру портретиста юношеским автопортретом (ок. 1523, Вена, Музей истории искусства), имитирующим отражение в выпуклом металлическом зеркале, Пармиджанино создал целую галерею портретов современников, решенных более традиционно и сдержанно, в величаво-спокойной манере и в то же время проникнутых характерной для маньеристического портрета внутренней неуверенностью, меланхолией или нервной напряженностью, скрытой за маской холодной замкнутости (Граф Джангалеаццо Сан Витале, 1524, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; т. н. Автопортрет, ок. 1527—1528, Флоренция, галерея Уффици; Женский портрет, ок. 1531, Вена, Музей истории искусства; Антея, ок. 1534—1535, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте, и др.). Пармиджанино был блестящим рисовальщиком, предпочитавшим жанр незаконченного рисунка, наброска, непосредственно и живо, с утонченным артистизмом воплощавшего создания изменчивой фантазии художника. Эти рисунки отличают выразительность прерывистой, беглой линии, живописное противопоставление пятен светотени, иногда обозначающих формы как бы намеком. Сходные черты определяют и гравюры Пармиджанино; художник предпочел традиционной технике резцовой гравюры офорт с его живописными возможностями, способностью оперировать свободной, прерывистой линией, передавать сложную игру света и теней, сообщать изображенному зыбкость и невесомость. Ряд рисунков Пармиджанино был растиражирован ксилографом У. да Карпи (ок. 1480—1532), работавшим в технике цветной гравюры на дереве (кьяроскуро). Пармиджанино оказал большое влияние на итальянскую живопись XVI в., элементы его сложного и изысканного изобразительного языка обогатили живописную практику не только маньеристов, но и ведущих мастеров венецианского Позднего Возрождения — Веронезе, Тинторетто, Я. Бассано.
Лит.: Frohlich-Bun L. Parmigianino und der Manierismus. Wien, 1921; Copertini G. H. Parmigianino. Parma, 1932. Vol. 1—2; Freedberg S. Parmigianino. His Work in Painting. Cambridge, 1950.
И. Смирнова

  1. пармиджаниноПАРМИДЖАНИНО Parmigianino собств. Маццолa Mazzola Франческо . Парма. Касальмаджоре Ломбардия итальянский живописец. Сложился под влиянием Корреджо iУже для ранних произв...Большая советская энциклопедия
  2. пармиджаниноParmigianino наст. фам. Маццола Mazzola Франческо итальянский живописец представитель маньеризма. Изысканнохолодный колорит утонченный рисунок выражают субъективный отре...Большой энциклопедический словарь II
  3. пармиджаниноParmigianino...Русско-немецкий словарь по искусству
  4. пармиджаниноПАРМИДЖАНИНО Parmigianino наст . фам. Маццола Mazzola Франческо итальянский живописец представитель маньеризма. Изысканно холодный колорит утонченный рисунок выражают су...Современный энциклопедический словарь
  5. пармиджаниноПАРМИДЖАНИНОParmigianino итальянский живописец. Работал в маньеристическом стиле который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического ис...Энциклопедия Кольера II