Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

МАНЕ

, Эдуард (Manet, Edouard) 1832, Париж — 1883, Париж. Французский живописец и график. Предшественник и вдохновитель импрессионистов. Происходил из состоятельной, культурной семьи. Родители мечтали об административной карьере для сына, однако тяга к искусству пересилила, и Мане поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра (1850—1856), где получил хорошую профессиональную подготовку. Но в творческом плане на него большее влияние оказали Тициан, Веласкес, Гойя, которых он копировал в Лувре. Из современников Мане преклонялся перед Делакруа. В 1857 он посетил старого мастера и попросил разрешения копировать в Люксембургском музее его Барку Данте (копии сохранились в музее Метрополитен и в Лионе). Мане побывал в Испании (1865), Англии (кон. 1860-х), Италии, Голландии (1872), посещая музеи и копируя картины Рембрандта, Тициана и др. В 1861 посылает в Салон Портрет родителей (Париж, музей Орсе) и Гитариста (Нью-Йорк, музей Метрополитен), которые были замечены критикой и удостоились "Почетного упоминания". Мане, как и реалисты середины XIX в., плоть от плоти эпохи. Он находит своих героев в разношерстной толпе парижских бульваров, в саду Тюильри, среди завсегдатаев кафе; это пестрый и яркий мир богемы — поэты, актеры, художники, натурщицы, персонажи испанской корриды: Музыка в Тюильри (ок. 1860, Лондон, Нац. галерея); Уличная певица (1862, Бостон, Музей изящных искусств); Лола из Валенсии (1862), Завтрак на траве (1863), Флейтист (1866), Портрет Э. Золя (1868; все — Париж, музей Орсе). Мане прокладывает новые пути в эстетическом познании действительности, умеет найти красоту и пластику современного костюма. "Это подлинный живописец, — писал Ш. Бодлер, — он заставил нас увидеть наше собственное величие, со всеми нашими галстуками и лакированными сапогами". Мане пишет натурщицу-парижанку, с худым, бледным телом, выступающими ключицами, так, как некогда изображали Венеру старые мастера: в той же величавой позе, с тем же пиететом, утверждая этим, что современность столь же эстетически ценна, столь же достойна отражения в искусстве (Олимпия, 1863, Париж, музей Орсе).Оказав влияние на импрессионистов, художник сам не остался безучастен к их поискам и открытиям. Мастер выбирает из бесконечного потока бытия мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя ощущение, что он свидетель происходящего, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. "Случайность" выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей возможность продолжения изображенного за пределы холста. Светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни; контуры теряют четкость, как бы растворяясь в световоздушной среде, пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе всю картину целиком, иногда он работает вместе с Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет художника на природе: Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). К 1870-м относится ряд шедевров, поражающих красотой и светоносностью цвета: Железная дорога (1873, Вашингтон, Нац. галерея искусства), В лодке (1874, музей Метрополитен), Аржантей (1874, Турне, Музей), Нана (1877, Гамбург, Кунстхалле), Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Мане был прекрасным рисовальщиком. В последние годы жизни он сближается с поэтом С. Малларме и выполняет иллюстрации для его перевода Ворона Эдгара По.
Лит.: Золя Э. Эдуард Мане. Л., 1935; Эдуард Мане: Альбом / Сост. и авт. предисл. А. Барская. М., 1961; Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика / Сост., вступ. статья и коммент. В. Н. Прокофьев. М., 1965; Чегодаев А. Д. Эдуард Манэ. М., 1985; Перрюшо А. Жизнь Мане. М., 1988; Эдуард Мане: Альбом / Авт. вступ. статьи и сост. М. Н. Прокофьева. М., 1988; Wildenstein D. Edouard Manet, catalogue raisonne. Paris, 1975. 2 vol.; Cachin F. Manet. "J’ai fait ce que J’ai vu". Paris, 1994.
В. Стародубова

  1. манеМАНЕ Manet Эдуар . Париж . там же французский живописец. Сын чиновника. Жил в основном в Париже где учился в Школе изящных искв у Т. Кутюра. Испытал влияние и копировал ...Большая советская энциклопедия
  2. манеManet Эдуар французский живописец. Переосмысливалобразы и сюжеты старых мастеров в духе современности Завтрак на травеОлимпия обе создавал произведения на бытовые ист...Большой энциклопедический словарь II
  3. манемане вид народного песенного творчества...Крымскотатарско-русский словарь II
  4. манекорень МАН окончание Е Основа слова МАНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МАН Е Слово Мане содержит следующие морфемы или части пристав...Морфемный разбор слова по составу
  5. манеМане прзвище...Орфографічний словник української мови
  6. манеФранцузский живописец...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  7. манеМАНИ ИЛИ МАНЕ одно из трех халдейских слов мане факел фарес начертанных перстом невидимого существа на стене чертога где пировал Вавилонский царь Валтасар означающее по и...Словарь иностранных слов русского языка
  8. манеМАНЕ Manet Эдуар французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности Завтрак на траве Олимпия обе создавал произведения на бытов...Современный энциклопедический словарь
  9. манеМАНЕ Manet Эдуар января Париж апреля там же французский художник. Годы ученияРодился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предна...Современный энциклопедический словарь
  10. манепозднелат.u mansus жилище от лат.u maneo проживаю наиболее распространенный тип крестьянских держаний в зап. части Франкского государства сложный комплекс жилых и хоз....Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  11. манеManet франц. маляр графк звертався до творв старих майстрв переважно спан. та тал. Снданок на травem пзнше вдався до мпресонстських ефектв портрети натюрморти жанров с...Універсальний словник-енциклопедія
  12. манеManet Едуар франц. маляр графк звертався до творв старих майстрв переважно спан. та тал. Снданок на трав пзнше вдався до мпресонстських ефектв портрети натюрморти жанр...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  13. манеМанеmanet Эдуард Париж там же французский живописец творчество которого предвосхитило импрессионизмem. Сын чиновника. Учился в Школе изящных искусств у салонного живоп...Художественная энциклопедия
  14. манеМане Эдуард Manet французский живописецжанрист и гравер родоначальник импрессионистов см. с детства выказывал влечение к искусству начал свою карьеру в морской службе ...Энциклопедический словарь
  15. манеЭдуард Manet французский живописецжанрист и гравер родоначальник импрессионистов см. с детства выказывал влечение к искусству начал свою карьеру в морской службе и в ю...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона