Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ЛЕМУАН, ФРАНСУА

(Lemoyne, Francois) 1688, Париж — 1737, Париж. Французский живописец. Учился у Л. Галлоша (1701—1713). Сделал удачную официальную карьеру: в 1718 получил звание академика за картину Геркулес и Какус (Париж, Школа изящных искусств); с 1733 — профессор Академии; с 1736 — первый художник короля Людовика XV. Рано начал получать заказы на циклы монументальных работ: сцены, посвященные жизни Иисуса Христа для монастыря в Амьене (1715—1720, ныне — Санс, Синодальный дворец), эскиз плафона Королевского банка в Париже — Олимп (1718, Париж, Музей декоративных искусств). Знакомство с произведениями С. Риччи и А. Пелегрини, а также поездка в Италию (1723, Рим, Венеция) оказали заметное влияние на живописную манеру Лемуана: его колорит стал светлее, цвет — более сочным, фактура красочного слоя сделалась густой, светоносной, вибрирующей (Геркулес и Омфала, 1723, Париж, Лувр; Преображение, 1723, Париж, церковь Св.Фомы Аквинского; Мадонна во славе 1731—1732, Париж, церковь Сен-Сюльпис). Работал в Версале, написал для ратуши большую композицию Аврора и Кефал (1724); для зала Мира в Версальском дворце аллегорию Людовик XV, дарующий мир Европе (1728—1729), выполненную под влиянием Рубенса; для зала Геракла — плафон Апофеоз Геракла (1733—1736). В монументальных произведениях Лемуан стремился следовать традициям "большого стиля" XVII в., однако в несколько смягченном варианте, без его величавой строгости, приноравливаясь к вкусам, царящим при дворе. Станковые картины Лемуана близки к галантным празднествам А. Ватто. Они написаны в светлых тонах, населены изящными дамами и кавалерами в нарядных туалетах, веселящимися на вечном празднике жизни, или на темы любовных похождений героев мифологии: Нарцисс (1728, Гамбург, Кунстхалле), Венера и Адонис (1729, Лондон, собрание Уоллес). Назначение этих картин — радовать глаз и развлекать, они прекрасно смотрятся в нарядных интерьерах, оформленных в прихотливом стиле рококо (от франц. rocaille — раковина).
Лит.: Mantz P. F. Boucher, Lemoyne et Natoire. Paris, 1880.
В. Стародубова

  1. лемуан франсуаЛЕМУАН Ле Муан Le Moin Франсуа французский живописец. Современник Ватто в в. он продолжатель импозантного стиля Лебрена. Декоративные работы в Версале. Учеником Лемуа...Большой Энциклопедический словарь V
  2. лемуан, франсуаЛемуан Франсуа Lemoyne французский исторический живописец и гравер ученик Р. Турньера Л. Галлоша и парижской академии живописи род. в г. получил в году за картину Вооз...Энциклопедический словарь
  3. лемуан франсуаLemoyne франц. исторический живописец и гравер ученик Р. Турньера Л. Галлоша и парижской акд. живописи род. в г. получил в году за картину Вооз и Руфь большую так наз....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  4. лемуан, франсуаЛЕМУАН ФРАНСУАLemoyne Franois французский живописец. Родился в Париже в . Учился у Луи Галлоша в Королевской академии живописи и скульптуры в стал членом Академии а в ...Энциклопедия Кольера II