Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ЛЕГА

, Сильвестро (Lega, Silvestro) 1826, Модильяна, близ Форли — 1895, Флоренция. Итальянский живописец, рисовальщик. Тосканская школа. Учился в Академии художеств Флоренции у Э. Полластрини. В 1845—1849 занимался в частных студиях художников романтической школы Л. Муссини и А. Чизери. В 1848 принимал участие в революционных событиях Рисорджименто, сражаясь в Тоскане и Ломбардии, был последователем республиканских идей Дж. Мадзини. В 1850 продолжил обучение в Академии художеств Флоренции у Дж. Беццуолли, где сблизился с Фаттори, Синьорини, А. Чечони, составивших ядро "Школы маккьяйоли". Пытался работать в монументальной живописи, расписав церкви в Модильяне (1857) и Тредоццо (1856). Фреска Неверие Фомы в церкви Модильяны говорит о влиянии романтических установок Муссини и Чизери. На Всеитальянской выставке во Флоренции в 1861, где впервые совместно выступили члены объединения "Школа маккьяйоли", показал созданные в конце 1850-х полотна на сюжеты из событий Рисорджименто — Засада берсальеров в Ломбардии (1859—1861, Милан, частное собрание), Генерал Гарибальди в Варезе в славные дни 26 мая (1859), Итальянские берсальеры, ведущие пленных австрийцев (ок. 1860, оба — Флоренция, галерея Питти) — и был удостоен второй премии. Эти произведения Лега, как и полотна получившего первую премию Дж. Фаттори, стали новым словом в итальянском искусстве середины XIX в., предопределив дальнейшее развитие исторического жанра в опоре на национальную традицию веризма. Как и другие мастера "Школы маккьяйоли", Лега начинает работать в пленэрной манере живописи цветовым пятном, создавая пейзажи, сцены в интерьере, портреты. С 1862 вместе с Р. Сернези, Дж. Аббати, О. Боррани, Т. Синьорини работает на пленэре в селении Перджентина на берегу Арно. Здесь были написаны картины Красный зонтик (1860-е, Флоренция), Крестьянская идиллия (1861, Флоренция), Прогулка в саду (1862, Милан, все — частные собрания), в которых художника, как и других "маккьяйоли", привлекала проблема изображения человеческой фигуры в атмосфере света и воздуха.Эту же проблему Лега решает в полотнах Беседка (1864, Милан, галерея Брера), Партия в крокет (1862—1867, Италия, частное собрание), После обеда (1868, Милан, галерея Брера), Романтическое чтение (1870, Милан, частное собрание), пластикой ярких красочных пятен передавая живописность тосканского пейзажа. Веристски правдиво, с присущей ранней итальянской бытовой живописи наивностью, близкой европейскому бидермайеру, сценки Лега с изображением интерьеров (Пение скворца, ок. 1867, Флоренция, галерея Питти; Женщина в кухне, 1870, Тревизо, частное собрание) повествуют о семейном быте, повседневных занятиях итальянских буржуа. С 1870-х у Лега резко ухудшилось зрение, и он не смог заниматься преподаванием, хотя, как и Фаттори, был приглашен во флорентийскую Академию художеств. В 1875 вместе с О. Боррани, собиравшим работы "маккьяйоли", Лега попытался создать во Флоренции на Пьяцца Санта Тринита галерею художников, но, оказавшись без финансовой поддержки государства, эта идея не была осуществлена. В 1880—1890-е Лега живет в селениях Тосканы — Белларива (1880—1885) и Габбро (1886—1896), где пишет пейзажи (Сад в Белларива, 1882, Италия, частное собрание; Церковь Св. Кристины в Габбро, 1880, Флоренция, частное собрание), портреты членов семей своих друзей (Элеонора Томасси в саду, 1885, Милан; Паола Бандини в саду, 1893, Ливорно, оба — частные собрания). В Габбро была создана серия живописных работ и пастелей с изображением крестьян селения (Девочка из Габбро, 1886—1896; Прядильщица, 1885, обе — Флоренция, галерея Питти). В портретах художника П. Номеллини (1889, Флоренция), скульптора Р. Карниелло, (1873, Милан, оба — частные собрания), дона Джованни Верита (1885, Форли, Гор. музей) пластически четко выписанные темные фигуры контрастируют с яркими тонами фонов, что привносит в работы декоративность. Почти ослепший художник по-прежнему воспринимает мир в гармонии ярких красок. Творчество Лега как одного из талантливейших мастеров "Школы маккьяйоли" оказало влияние на последующее развитие веристской традиции в итальянском искусстве XIX—XX вв.
Лит.: Федотова Е. Д. Джованни Фаттори, художник школы "Маккьяйоли". М., 1992; Valsecchi M. Silvestro Lega. Milano, 1950; Calzini R. 12 Opere di Silvestro Lega nella raccolta Stramezzi. Milano, 1951; Durbe D. Silvestro Lega. Catalogue de l’exposision. Museo civico di Bologna, 1973; Idem. Les Macchiaioli. Paris, 1978.
Е. Федотова

  1. легаLega Сильвестро итальянский живописец. В жанровыхкартинах Визит поэтически изображал сцены провинциальной жизни....Большой энциклопедический словарь II
  2. легаи ж.i дал.i Призьба хати....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  3. легаЛЕГА См.u Лига....Исторический словарь галлицизмов русского языка
  4. легаЛега Олег Словарь русских личных имен.Н. А. Петровский...Словарь личных имен
  5. лега.См. Лига...Словарь русского языка XVIII в
  6. легадив.em ледачий...Словник синонімів Вусика
  7. легаЛЕГА Lega Сильвестро итальянский живописец. В жанровых картинах Визит поэтически изображал сцены провинциальной жизни....Современный энциклопедический словарь
  8. легаЛЕГА легастый леглый. см. лежать....Толковый словарь живого великорусского языка
  9. легаи ж. дал. Призьба хати....Толковый словарь украинского языка