Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

КАУФМАН

, Ангелика Мария Анна Катарина (Kauffmann, Angelica Maria Anna Katarina) 1741, Кур, Швейцария — 1807, Рим. Немецкая художница. Самоучка. В 1742—1757 жила в Италии, после 1757 переселилась в Шварцберг (Австрия). В 1763 впервые приехала в Рим. В 1763—1765 посетила Милан, Венецию, Неаполь, Флоренцию. С 1765 — член Академии Св. Луки. В 1766—1781 жила и работала в Лондоне. В Англии стала единственной женщиной-художницей, удостоившейся чести быть избранной членом лондонской Королевской академии. В 1781 вышла замуж за итальянского художника-декоратора А. Дзукки (1726—1795), работавшего с братьями Р. и Дж. Адам. По возвращении в 1781 в Рим была избрана членом венецианской Академии художеств. С 1781 по 1807 жила и работала в Риме. Была дружна с И. И. Винкельманом, А. Р. Менгсом, И. В. Гёте, А. Кановой, С. Гесснером и другими известными деятелями культуры своего времени. Писала портреты, картины на мифологические, исторические и литературные сюжеты, выполняла декоративные росписи. В полотнах раннего римского периода (Вакх и Ариадна, 1764, Брегенц, Художественный музей; Зевксис выбирает модель для Елены Троянской, 1775, Род-Айленд, Мемориальный музей А. Браун) уподобление поз персонажей произведениям античной скульптуры, четкий, преобладающий над колоритом рисунок свидетельствуют об интересе к живописи А. Р. Менгса, восприятии эстетических идей неоклассицизма. В поздних работах на мифологические сюжеты (Гектор призывает Париса на битву, 1775; Вергилий читает "Энеиду" Октавии и Августу, 1788; Венера уговаривает Елену любить Париса, 1790, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) усиливается археологическая точность деталей, появляется театральность. Сюжеты из произведений Гомера и античной истории во вкусе XVIII в. овеяны сентиментальным чувством, в их трактовке ощущаются отзвуки утонченной элегантности рококо. В созданном в Риме портрете И. И. Винкельмана (1764, Цюрих, Кунстхалле) художница еще использует схему барочного портрета, изображая ученого в момент как бы прерванного движения. Но в отличие от портрета кисти А.Р. Менгса образ выглядит более камерным, менее программным. В 1766 Кауфман была приглашена леди Вентворс сопровождать ее в Англию. Большой успех принесли художнице исполненные здесь портреты представителей английской знати. Знакомство с традициями английского портрета XVIII в. привнесло в ее палитру колористическую звучность, свободу и живописность в композиционное решение (Портрет леди Гамильтон в виде вакханки, 1797, Лондон, частное собрание). Под влиянием А. Дзукки художница выполнила для одного из залов лондонского Соммерсет Хауса четыре фрески в форме тондо с аллегорическими фигурами (Гений, Архитектура, Живопись, Композиция). Изображенные на фоне пейзажа и античных памятников фигуры полны элегического чувства, присущего живописи европейского предромантизма. В подобной манере исполнено и станковое полотно Художник в момент рождения замысла, слушающий поэзию (1782, Лондон, частное собрание). Идеальный, окутанный нежной дымкой пейзаж с руинами, в подражание скульптуре эллинизма мягко трактованные очертания фигуры художника и уподобленной Сафо, играющей на лире поэтессы воспроизводят атмосферу вкусов конца XVIII столетия, когда особенно стал цениться утонченный лиризм и пассеизм образов немецкой художницы. Под влиянием литературы английского сентиментализма были созданы в Англии картины на сюжеты из А. Попа (Прощание Абеляра и Элоизы, до 1780) и Р. Стерна (Безумная Мария, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), предвосхитившие подобные темы в живописи предромантизма и романтизма. Во второй римский период художница много работала в портретном жанре. Под влиянием Батони она обращается к типу парадного портрета, изображая модели в интерьере или в пейзаже с обязательными раритетами античности (Миссис Генри Бентон, 1794, Лондон, частное собрание; Магдалина Риджи, 1780-е, Франкфурт-на-Майне, Музей Гёте), придающими особый элегический настрой образам. В более камерной манере исполнены автопортреты Кауфман (1780, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; 1788, Флоренция, галерея Уффици; 1796, Англия, частное собрание), полные изящной грации. Групповые портреты — Фердинанд IV Неаполитанский с семьей (1782, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), Графиня Екатерина Барятинская-Хольстейн-Бек с двумя дочерьми и сыном (ок. 1787, Лозанна, замок Мон Репо), Графиня А. С. Протасова с племянницами (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) отразили увлечение этой формой портретного жанра в искусстве предромантизма. Подобно раннему образу И. И. Винкельмана, портрет И. В. Гёте (1787, Веймар, Музей Гёте), созданный также в Риме, явился одним из наиболее значительных произведений Кауфман. Как и лучшие произведения А. Р. Менгса, он выразил высокую духовную настроенность искусства эпохи Просвещения. Произведения Кауфман были широко известны в Европе благодаря гравюрам, выполненным с них Г. Скородумовым, Т. Бойделлом и Дж. Бартолоцци.
Лит.: Никулин Н. Н. Немецкая и австрийская живопись XVI—XVIII веков в Эрмитаже. Л., 1989; Федотова Е. Ф. Ангелика Кауфман. М., 2004; Mannvers V., Williamson G. C. Angelica Kauffmann. Her Life and her Works. London, 1924; Angelica Kauffmann und ihre Zeitgenossen: Katalog. Bregenz; Wien, 1968; Angelica Kauffmann: Restaurierungen: Begleitheft zur Ausstellung. Bregenz, 1991.
Е. Федотова

Синонимы:
аксель, подкрутка


  1. кауфманКауфман известный профессор экономист статистик. Был одним из видных деятелей кадетской партии. Выработал аграрную программу этой партии.Синонимы аксель подкрутка...1000 биографий
  2. кауфманизвестный профессор экономист статистик. Был одним из видных деятелей кадетской партии. Выработал аграрную программу этой партии....1000+ биографических данных - словарь
  3. кауфманАлександр Аркадьевич российский экономист истатистик один из организаторов и лидеров партии кадетов....Большой энциклопедический словарь II
  4. кауфманКАУФМАН Александр Аркадьевич рус. статистик др наук . Окончил юридич. фт Петерб. унта . В работал в Минве земледелия и гос. имуществ занимался вопросами переселения кре...Демографический энциклопедический словарь
  5. кауфманизвестный профессор экономист статистик. Был одним из видных деятелей кадетской партии. Выработал аграрную программу этой партии. Т....Исторический справочник русского марксиста
  6. кауфманВладимир Илларионович российский психолог музыковед литературный переводчик. Канд. педагогических наук по психологии доцент ЛГУ. Закончив гимназию поступает в Петерб...История психологии в лицах
  7. кауфманкауфман сущ. колво синонимов аксель подкрутка Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы аксель подкрутка...Словарь синонимов II
  8. кауфман.Александр Аркадьевич рус. экономист статистик проф. петерб. Высших жен. курсов. Один из организаторов кадетской партии и авторов агр. программы кадетов. Собрал богатый...Советская историческая энциклопедия
  9. кауфманКАУФМАН Константин Петрович фон российский государственный и военный деятель инженергенерал . С командующий войсками Туркестанского военного округа туркестанский гене...Современная энциклопедия
  10. кауфманКАУФМАН Александр Аркадьевич российский экономист и статистик один из организаторов и лидеров партии кадетов....Современный энциклопедический словарь
  11. кауфманКАУФМАН Kauffmann Ангелика немецкий живописец и график. Представитель классицизма. Портреты Гете сентиментальночувствительные мифологические исторические религиозные и ...Современный энциклопедический словарь
  12. кауфманКАУФМАН Константин Петрович российский инженергенерал почетный член Петербургской АН . С туркестанский генералгубернатор руководил завоеванием Средней Азии....Современный энциклопедический словарь
  13. кауфманКАУФМАН Kaufman Филип р . американский кинорежиссер. Отличается разнообразием стиля непредсказуемостью. Лучшая работа экранизация романа М. Кундеры Невыносимая легкость...Современный энциклопедический словарь
  14. кауфманКАУФМАН Илларион Игнатьевич рус. экономист проф. Петерб. унта с . Автор рецензии на вышедший в в рус. переводе й т. Капитала Маркса Точка зрения политикоэкономической ...Философская энциклопедия
  15. кауфманИлларион Игнатьевич рус. экономист проф. Петерб. унта с . Автор рецензии на вышедший в в рус. переводе й т. Капитала Маркса Точка зрения политикоэкономической критики ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)