Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

КАРСТЕНС

, Асмус Якоб (Carstens, Asmus Jacob) 1754, Шлезвиг — 1798, Рим. Датский живописец, рисовальщик, скульптор, мастер европейского "искусства около 1800 года". Родился в Шлезвиге, который переходил то к Дании, то к Швеции, поэтому Дания и Германия считают его своим художником. С 15 лет учился у И. Г. Тишбейна Старшего. Под влиянием идей Д. Уэбба, И. И. Винкельмана, А. Р. Менгса стал последователем пластической доктрины поэтики "возвышенного исполнения". В 1771—1776 занимался в Академии художеств в Копенгагене у Н. А. Абильгора, но ему претил метод академического преподавания. С 1783 жил в Риме, изучал памятники античности (посетил Неаполь, Помпеи, Геркуланум), путешествовал по Северной Италии, в Мантуе интересовался живописью Джулио Романо в палаццо дель Те, но больше всего увлекался искусством Микеланджело. Его привлекали исторические и мифологические сюжеты. В 1788 едет в Берлин в качестве преподавателя. В этот период были исполнены серии рисунков на мифологические темы к книгам М. Рамтера Kurzgefasste Mythologie, oder Lerhe von den fabelkapten Gottern und Helden des Altertums и к книге Gotteslehre oder Mythologische Dichtung der Alten. Он выполнил настенные росписи в домах королевы Фредерики Луизы и Карла Фридриха фон Хайнца, министра образования и его покровителя. В Германии увлекался эстетическими идеями Канта и Шиллера. Сблизился с К. Л. Ферновым, известным теоретиком искусства, критиком, который стал первым биографом А. Я. Карстенса, написав о нем книгу (1806). Для Фернова, который тоже был приверженцем неоклассицизма, Карстенс олицетворял тип художника-гения, не нуждающегося в обучении, творящего вне академической манеры, способного создавать классические формы. При содействии правительства Пруссии и К. Ф. фон Хайнца в 1792 он уезжает в Рим, где остается до конца своих дней, мотивируя в письмах своему покровителю пребывание в Вечном городе возможностью лишь там осуществлять свои замыслы. В Риме работает в среде северных мастеров, сближается с Б. Торвальдсеном, К. Л. Ферновым. В этот период окончательно формируется его манера, которую будучи художником-неоклассицистом он пытается соединить со вкусами романтической эпохи.Не случайно поэтому итальянский исследователь Дж. Бриганти причислил его наряду с И. Г. Фюсли, Ф. Джани, Дж. Флаксменом и другими мастерами "искусства около 1800 года" к "художникам воображения", т. е. предромантической эпохи. Карстенса увлекают сюжеты из мифологии (Вакх и Амур, 1796, Копенгаген, Гор. музей искусств), Песен Оссиана Дж. Макферсона, скандинавского эпоса Эдда, Гомера (рисунок Приам и Ахилл, 1794—1796; Гомер читает свои поэмы грекам, 1796, оба — Веймар, Художественное собрание). Он ищет новые приемы трактовки традиционных неоклассицистических сюжетов. Для него важна передача внутренних переживаний героев, скрытая экспрессия драматических ситуаций, как, например, в акварели Герои в палатке Ахилла (1794, Берлин, Гос. музеи). Гипертрофированная мускулатура уподобленных скульптуре персонажей (они расположены фризообразно, на одном уровне) напоминает работы Микеланджело, который был кумиром Карстенса и Фюсли. Характерна оценка живописи итальянских мастеров эпохи неоклассицизма приехавшим в Рим Карстенсом: "Кажется, что этим мастерам не приходит на ум, что искусство — это язык чувства". Под влиянием линейного рисунка Дж. Флаксмена в 1792 Карстенс создал серию рисунков Аргонавты (Копенгаген, Музей Торвальдсена), которую исполнил в гравюре Й. А. Кох (1799). В 1795 при помощи Х. Овербека (отца художника Ф. Овербека) в Риме была организована выставка рисунков и живописи А. Я. Карстенса. К. Л. Фернов составил каталог его произведений. Карстенс оказал значительное влияние на европейских мастеров рубежа XVIII—XIX столетий. Он был чрезвычайно одаренным и разносторонним художником, увлекался также скульптурой, создавая маленькие гипсовые фигурки, интерпретируя античные сюжеты.
Лит.: Fernow C. L. Leben des Kunstlers Asmus Jakob Carstens. Leipzig, 1806; Muller W. Carstens Werke in Ausgewahlten. Umriss-Stichen / Ed. by H. Riegel. Leipzig, 1869. Vol. I; Kamphausen A. Asmus Jakob Carstens. Neumunster, 1941; Pevsner N. Academies of Art and Present. N. Y., 1973.
Е. Федотова

  1. карстенсCarstensz прежнее название горной вершины на острове Новая Гвинея см. Джая....Большая Советская энциклопедия II
  2. карстенсCarstens Асмус Якоб немецкий живописец и график.Представитель классицизма. Стремился создать возвышенное героическоеискусство вдохновляясь художественными традициями ан...Большой энциклопедический словарь II
  3. карстенсКарстенс прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  4. карстенсКАРСТЕНС Carstens Асмус Якоб немецкий живописец и график. Представитель классицизма. Стремился создать возвышенное героическое искусство вдохновляясь художественными тра...Современный энциклопедический словарь
  5. карстенсКАРСТЕНС Карл президент ФРГ в . В лидер фракции ХДСХСС в председатель бундестага....Современный энциклопедический словарь
  6. карстенсCarstens нар.em нм. полтик член Християнськодемократичного союзу у президент ФРН....Універсальний словник-енциклопедія
  7. карстенсCarstens Карл нар. нм. полтик член Християнськодемократичного союзу у президент ФРН....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  8. карстенсКарстенс ЯкобАсмус Сarstens немецкий живописец. Еще в детские годы проявилась в нем наклонность к рисованию и живописи но сначала он избрал коммерческое поприще не пере...Энциклопедический словарь
  9. карстенсЯкобАсмус Carstens немецкий живописец. Еще в детские годы проявилась в нем наклонность к рисованию и живописи но сначала он избрал коммерческое поприще не переставая од...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона