Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ДЁЛЬ

, Фридрих Вильгельм Эжен (Doel, Friedrich Wielhelm Eugen) 1750, Вейльсдорф, Тюрингия — 1816, Гота. Немецкий скульптор. Учился у скульптора, изготовителя моделей для фарфоровой мануфактуры Н. Венцеля, затем работал на мануфактуре в Вейльсдорфе. При посредничестве Ф. М. фон Гримм, представителя герцога Готы в Париже, в 1770 поступил на службу к кронпринцу (позднее герцог Эрнст II Саксен-Гота-Альтенбургский). Начал работать в жанре портрета. В 1771 кронпринц отправил Дёля в Париж для продолжения обучения. Сведений о пребывании Дёля там сохранилось мало: около 14 месяцев он учился у Гудона, брал уроки анатомии у Тетье. Затем кронпринц финансировал его поездку в 1773 в Рим под наблюдением Иоганна Фридриха Рейффенштейна, который являлся агентом при дворе Готы. В своих письмах к герцогу Эрнсту II Рейффенштейн сообщал о работе Дёля. С 1776 Дёль по протекции скульптора Дж. Франки получал заказы на изготовление копий с античной скульптуры. Он делал их в мраморе и терракоте: Сафо, Венера Медичи, Флора Фарнезе; создавал и оригинальные произведения (группа Тезей посвящает картину с изображением Венеры Аполлону, рельеф Минерва вручает Пегаса Беллерофонту, 1774—1775, все — Гота, Гор. музей) в стиле неоклассицизма, проявляя незаурядную фантазию и следуя советам И. И. Винкельмана. Техника исполнения рельефа свидетельствует об изучении греческих стел, прототипом фигуры Беллерофонта послужила статуя Идолино из Археологического музея во Флоренции, которая восходит к Дорифору Поликлета. Возможно, он использовал также надгробие Назони (для общей композиции рельефа), изображение которого было опубликовано в гравюре Ф. Санти Бартоли. Позднее, через двадцать лет, Дёль исполнил для украшения дворца герцога в Готе другой рельеф из стукко также с фигурой Беллерофонта. После возвращения А. Р. Менгса из Испании (1777) Дёль продолжал работу под его руководством, отойдя от "современного французского стиля", как сообщал в своих отчетах в Готу Рейффенштейн. По заказу русского двора он выполнил копии с работ из Музея Пио-Климентино, создал статую Екатерины II в образе Минервы (1780—1781).В 1779—1780 Дёль работал над скульптурными портретами А. Р. Менгса и И. И. Винкельмана (оба — Гота, Гор. музей). В 1781 он создал еще один бюст Винкельмана по заказу Рейффенштейна для Пантеона (ныне — в Альберго дель Орсо). Этот портрет Винкельмана, выполненный Дёлем, был одним из самых достоверных изображений великого немецкого ученого. Эта работа принесла скульптору известность в Риме. Во время пребывания в Италии Дёль выполнил всего несколько заказов для герцога: упоминавшийся рельеф с Беллерофонтом, статую Меркурий (1777, Гота, храм в парке) и урну для надгробия кронпринца (1780). Перед возвращением в Тюрингию Дёль посетил в 1781 Неаполь, Болонью, Венецию, Вену, Прагу, Дрезден. В 1782 получил звание профессора. В 1786 открыл школу рисунка во дворце герцога Готы и был назначен хранителем коллекции слепков античной скульптуры во дворце Фридрихштейн, созданной при содействии Рейффенштейна; стал хранителем Кунсткамеры (с 1792). Для коллекции слепков Дёль исполнил копии голов Аполлона Бельведерского и Танцующего Фавна. Наибольшее число его самостоятельных работ (портреты, статуэтки, надгробия) были созданы для дворов в Готе, Веймаре, Мейнингене и Анхальт-Дессау. Писал портреты для Августа, герцога Саксен-Гота-Альтенбургского, преемника герцога Эрнста II, представителей городской знати и богатых заказчиков из средних классов в стиле неоклассицизма (исполнил портреты Эрнста II, Ганса Вильгельма и Морица Августа фон Тюммель, Иоганна Бенджамена Коппа, математика Кестнера, Юлианы Франциски фон Бухвальд, принцессы Луизы Анхальт-Дессауской). В современных одеяниях представил принцев Эмиля Августа и Фридриха Саксен-Гота-Альтенбургских, Кристиана Фридриха Самюэла Ханемана. Создавал рельефы для интерьеров дворцов Фридрихштейн, Бельведер в Веймаре, Мейнингене (рельеф Кастор с Пегасом, ок. 1782), стукковые рельефы для школы в Дессау (1790—1795). Ок. 1797 исполнил рельеф Минерва среди муз и сирен для портика Пантеона в Ворлице и рельеф для тимпана храма Флоры в этом же городе. Для Иоганнескирхе в Люнебурге в 1796 создал аллегорические фигуры Любви, Надежды, Силы, статую Лейбница для Ганновера, Лессинга — для библиотеки в Вольфенбюттель, надгробие астроному И. Кеплеру (1808) в Регенсбурге. Создавал также эскизы изделий для мануфактуры в Альтенбурге, используя формы неоклассицизма. Являлся членом Академии художеств Берлина.
Лит.: Zeller H., Steinmann U. Zur Entstehung der Winckelmann — Busten von Friedrich Wielhelm Doell // Winckelmann — Gesellschaft Stendal, Jahresgabe 1954/55. Berlin, Academie, 1956. P. 18—56; Frank Ch., Mathies U. D., Poulet A. H. Diderot for Guiard and Houdon. Projects for a funerary monument at Gotha // The Burlington Magazine. 2002. August. P. 475—485.
Е. Федотова

Синонимы:
двуперстник, нитка, сеть


  1. делькорень ДЕЛЬ нулевое окончаниеОснова слова ДЕЛЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДЕЛЬ Слово Дель содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  2. дельlinums...Русско-латышский словарь
  3. дельдель сущ. колво синонимов двуперстник нитка сеть Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы двуперстник нитка сеть...Словарь синонимов II
  4. дельсеть связанная из специальных толстых нитей для изготовления различных рыболовных снестей.Синонимы двуперстник нитка сеть...Топонимический словарь Амурской области
  5. дельж. пчелиная борть отверстие щель проделываемая бортником см. дело деть ср. польск. dzianie dzianka улей борть лтш. dejele dejala дерево выдолбленное для пчел или предназн...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  6. дельдель ж. пчелиная борть отверстие щель проделываемая бортником см. дело деть ср. польск. dzianie dzianka улей борть лтш. dejele dejala дерево выдолбленное для пчел или пре...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)