Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ГРЁЗ

, Жан-Батист (Greuze, Jean-Batist) 1725, Турню — 1805, Париж. Французский живописец. Учился у лионского живописца Грандона, а после 1750 — в парижской Академии художеств у Натуара. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755, Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. В 1755 он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. К этому периоду относятся многочисленные неаполитанские этюды, в которых Грёза больше привлекает живописность персонажей, чем стремительно входящие в моду античные сюжеты или руины.В 1760-е он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: "Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне" (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии). Картины этого жанра охотно покупали и русские путешествующие меценаты (Девушка с письмом, 1764, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. Шувалова, 1776—1781, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778, Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта.
Лит.: Герц В. Ж.-Б. Грёз. Л., 1948; Mauclair C. Greuze et son temps. Paris, 1926.
Н. Золотова

  1. грезGreuze Жан Батист французский живописец.Представитель сентиментализма. Морализирующие жанровые композиции из жизнитретьего сословия Паралитик слащавые изображения женс...Большой энциклопедический словарь II
  2. грезЖан Батист французский художник и основоположник сентиментальноморализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века. Грез разделял мнение прос...Мировая художественная культура. Словарь
  3. грезкорень ГРЕЗ нулевое окончаниеОснова слова ГРЕЗВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ГРЕЗ Слово Грез содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  4. грёзНачальная форма Грз слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное организация родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  5. грезГРЕЗ Greuze Жан Батист французский живописец. Представитель сентиментализма. Морализирующие жанровые композиции из жизни третьего сословия Паралитик слащавые изображени...Современный энциклопедический словарь
  6. грезГрез Жан Батист Greuze знаменитый французский живописецжанрист . Первоначально учился в Лионе под руководством Грандома потом в парижской Академии художеств. Первым его ...Энциклопедический словарь
  7. грезЖанБатист Greuze знаменитый франц. живописецжанрист . Первоначально учился в Лионе под руководством Грандома потом в парижской Академии художеств. Первым его произведени...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона