Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ГОЦЦОЛИ

, Беноццо (Gozzoli, Benozzo) 1420, Флоренция — 1495, Пиза. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы, ученик фра Анджелико. В качестве помощника фра Анджелико участвовал в росписях монастыря Сан Марко (1438—1446, Флоренция), сводов капеллы Сан Брицио (1447, Орвието, собор), капеллы Св. Николая (1447—1450, Ватикан). Самостоятельная творческая деятельность Б. Гоццоли началась в 1450-е. В 1453—1459 работал в Монтефалько, с 1459 — во Флоренции, в 1463—1467 в Сан Джиминьяно, в 1469—1485 — в Пизе. Принадлежавший ко второму поколению живописцев Раннего Возрождения, Б. Гоццоли с простодушной искренностью выразил в своих работах одну из характерных тенденций Раннего Возрождения — очарованность красотой и бесконечным разнообразием реального мира.Кульминацией его творчества стала роспись Шествие волхвов (1459—1461, Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди, капелла Медичи). Она представляет единую композицию, заполняющую три стены маленькой придворной капеллы и тематически объединенную с живописной декорацией алтарной стены, которую первоначально украшал алтарь фра Филиппо Липпи Рождество (ныне — Берлин, Гос. музеи), позже замененный копией. Росписи Гоццоли, опоясывающие стены капеллы подобно великолепному ковру, стелющиеся по их поверхности, органично сочетают утонченную декоративность, праздничное богатство красок и позолоты с живостью и естественностью, с которой изображено и шествие волхвов с их многочисленной свитой, великолепными скакунами, и участвующая в шествии кавалькада флорентийских современников Гоццоли, возглавленная семьей Медичи, и пейзажный фон — спускающиеся к первому плану, почти заслоняющие небо горные склоны с рощами и зелеными полянами, цветами, скалистыми обрывами, замками и монастырями, многочисленными животными и птицами. Эта гармония изобразительного и декоративного начала в значительной мере утрачивается в более поздних росписях Гоццоли — цикле История св. Августина (1463—1465, Сан Джиминьяно, церковь Сант Агостино) и сильно пострадавших во время Второй мировой войны сценах на темы Ветхого и Нового Заветов (1468—1484, Пиза, Кампосанто), выглядящих несколько архаично на общем фоне итальянской живописи последней трети XV в.
Лит.: Berti-Toesa E. Benozzo Gozzoli. Milano, 1958; Pedoa Rizzo A. Benozzo Gozzoli pittore florentio. Firenze, 1972.
И. Смирнова

  1. гоццолиGozzoli Беноццо итальянский живописец. Представительраннего Возрождения. Поэтически сказочная светская трактовка религиозныхсюжетов декоративная красочность сочетаются ...Большой энциклопедический словарь II
  2. гоццолиБеноццо Г. итал. художник Родник скудеет скуп и мал И скороход Беноццо Гоццоли В дремучих дебрях задремал. рфм. к бороться ли Куз...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  3. гоццолиГОЦЦОЛИ Беноццо Г. итал. художник Родник скудеет скуп и мал И скороход Беноццо Гоццоли В дремучих дебрях задремал. рфм. к бороться ли Куз...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  4. гоццолиГОЦЦОЛИ Gozzoli Беноццо итальянский живописец. Представитель раннего Возрождения. Поэтически сказочная светская трактовка религиозных сюжетов декоративная красочность со...Современный энциклопедический словарь
  5. гоццолиГоццоли Gozzoli собственно БеноццодиЛезе Benozzo di Lese итальянский живописец около ученик Джовани да Фиезоле ФраАнджелико. Влияние Фиезоле особенно видно в светлом ...Энциклопедический словарь
  6. гоццолиGozzoli собственно БеноццодиЛезе Benozzo di Lese итальянский живописец около ученик Джовани да Фиезоле фраАнджелико. Влияние Фиезоле особенно видно в светлом и ясном ко...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона