Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ВИЙОН

, Жак (Villon, Jacques), наст. имя Дюшан, Гастон (Duchamp, Gaston) 1875, Данвиль — 1963, Пюто. Французский живописец и график. Получил первые уроки рисунка и гравюры у своего деда, художника Эмиля Николя. По окончании классической гимназии в Руане прибыл в 1894 в Париж, где готовил себя к карьере юриста, одновременно занимаясь в Школе изящных искусств в мастерской Кормона. В качестве псевдонима взял имя любимого поэта Франсуа Вийона. До 1910 занимался, главным образом, гравюрой, плакатом, иллюстрированием журналов, затем обратился к живописи. Увлекшись начинаниями кубизма, в 1911 организовал вместе со своими братьями Марселем Дюшаном и Реймоном Дюшан-Вийоном группу "Пюто", получившую свое название от парижского предместья, в котором проживали братья Дюшан.Занимаясь обсуждением открытий кубизма, их эстетического смысла и перспектив, участники группировки инициировали первые масштабные смотры этого направления — залы художников-кубистов на Салоне независимых (1911), Осеннем салоне (1912) и выставку "Золотое сечение" (1912). Вийон в своей теории и практике живописца интерпретировал кубизм как некое продолжение импрессионизма. В его портретах наслаивающиеся цветные формы образуют подобие прозрачной призмы, в которой фигуры колеблются, разворачиваясь в разных ракурсах (Девочка за фортепьяно, 1912, Нью-Йорк, собрание Ачесон; Портрет мадемуазель И. Д., 1913, Лос-Анджелес, Окружной художественный музей). В натюрморте Обеденный стол (1912, Вашингтон, Нац. галерея) эффект импрессионистических вибраций достигается движением петляющих линий — бегущих по контуру, проникающих внутрь предметов, передающих мерцания света в стеклянных сосудах и его отблесков в окружающей среде. Эта "живопись впечатлений" доходит до грани абстракции в картине Солдаты на марше (1913, Париж, Нац. музей современного искусства), где слабые модуляции светлой поверхности, рассеченной паутиной ломких линий, вызывают скорее звуковые, чем зрительные ассоциации — мерный топот ног и резонирующий звон оконного стекла. По окончании Первой мировой войны, проведенной им на фронте, Вийон обращается к формам геометрической абстракции и в начале 1930-х присоединяется к группе "Абстракция-Творчество" (Путешествие, 1932—1933, частное собрание; Смех, 1936; Композиция, 1938, обе — Париж, Гор. музей современного искусства). Вскоре в его живописи снова появляются изобразительные элементы (Женщина в красном, 1937, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1940-х он обращается к пейзажам, портретам, сценам современной жизни. Одной из ведущих тем 1950-х становится тема верховых наездников. Фигуры, очерченные тонкими линиями, трактуются как прозрачные формы, плавающие в зонах отвлеченного цвета (Первоклассная наездница, 1951, Лион, Музей изящных искусств). Большое место в творчестве Вийона занимает графика. Он работал в техниках резцовой гравюры, офорта, акватинты, искусно передавая штрихом световые вибрации, дыхание воздушной среды, тонкие психологические состояния (Бодлер на пьедестале, 1920; Ученый, 1933; Небесный шар, 1944).
Лит.: Eluard P., Jean R. Villon ou l’Art glorieux. Paris, 1948; Ginestet C., Pouillon C. Jacques Villon — les estampes, les illustrations. Paris, 1979.
В. Крючкова

  1. вийонВИЙОН Вилъон Villon Франсуа [наст. фам. Монкорбье или д е Лож Montcorbier de Loges] p. между . и . Парижгод и место смерти неизв.] французский поэт. Воспитывался примным ...Большая советская энциклопедия
  2. вийонимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  3. вийонVillon Франсуа или после французский поэт. Впоэмах Малое завещание Большое завещание насыщенныхавтобиографическими намеками нашли отражение сцены из жизни парижски...Большой энциклопедический словарь II
  4. вийонvillon Франсуа Париж не ранее год и место смерти неизвестны французский поэт. О его жизни в основном известно из его собственных произведений но сведения не вполне дос...Литература и язык. Современная энциклопедия
  5. вийонВИЙОН Франсуа Francois Villon последний и величайший из поэтов французского средневековья. Его фамилия де Монкорбье de Montcorbier B. его псевдоним фамилия воспитавш...Литературная энциклопедия
  6. вийонФрансуа [Francois Villon [] последний и величайший из поэтов французского средневековья. Его фамилия де Монкорбье de Montcorbier B. его псевдоним фамилия воспитавшего ...Литературная энциклопедия II
  7. вийонВИЙОН Франсуа Francois Villon последний и величайший из поэтов французского средневековья. Его фамилия де Монкорбье de Montcorbier B. его псевдоним фамилия воспитавш...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  8. вийонНачальная форма Вийон неизменяемое слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  9. вийонсм. ВИЛЛОН...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  10. вийонВИЙОН см. ВИЛЛОН...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  11. вийонВИЙОН Villon Франсуа или после французский поэт. В поэмах Малое завещание Большое завещание насыщенных автобиографическими намеками нашли отражение сцены из жизни п...Современный энциклопедический словарь
  12. вийонНой Вийон Овин Вино Воин Вой Вон Иов Ион...Электронный словарь анаграмм русского языка