Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ВЕРРОККИО

, Андреа дель (Verrocchio, Andrea del) 1435, Флоренция — 1488, Венеция. Итальянский скульптор, одинаково успешно работавший в бронзе, мраморе, терракоте, монументальной скульптуре и малой пластике, один из выдающихся флорентийских живописцев эпохи Раннего Возрождения, во Флоренции возглавлял обширную мастерскую, которая была своеобразным учебным заведением. Здесь подростки учились рисовать с натуры, моделировать светотенью складки одежд, строить композиции и т. п. Именно в эту мастерскую в 1466 молодой флорентийский нотариус Пьеро да Винчи привел своего незаконнорожденного сына Леонардо. Творческая деятельность Верроккио связана преимущественно с Флоренцией (до 1483) и Венецией (1483—1488). В 1470-х работал также в Пистойе. В годы работы во Флоренции Верроккио выполнил целый ряд заказов правителей Флоренции — семьи Медичи. Сохранился составленный братом Верроккио — Томмазо — обширный список работ (по большей части утраченных), выполненных Верроккио для семьи Медичи. Одна из первых работ, упомянутых в этом списке, — большая мраморная раковина для омовения рук — Лавабо (ок. 1465—1470, Флоренция, церковь Сан Лоренцо, Старая сакристия). Предмет сугубо утилитарного назначения резец скульптора превратил в великолепное произведение искусства. Мраморную раковину украшают фигуры двух фантастических гарпий — женщин-змей с прекрасными, вдохновенными лицами и развевающимися волосами. Необычно решено и установленное в Старой сакристии надгробие Джованни и Пьеро Медичи (1469—1472) — одновременно массивный и изысканный по форме саркофаг из красно-лилового порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканфа. К числу самых значительных работ, выполненных по заказу Медичи, принадлежит бронзовая статуя Давида (1-я пол. 1470-х, Флоренция, Нац. музей Барджелло). Работая над ней, Верроккио вступил в заочное соперничество с умершим в 1466 Донателло и его бронзовым Давидом. Задумчивости персонажа Донателло, мягкости и гармонии его облика, плавности линий тела Верроккио предпочел более острую экспрессию, юношеский задор, картинность позы.К числу монументальных скульптур Верроккио принадлежит эффектная группа Неверие Фомы, созданная для церкви флорентийских цехов Ор Сан Микеле, в украшении которой на разных этапах участвовали Донателло, Гиберти и другие мастера (ок. 1463—1480, Флоренция, церковь Ор Сан Микеле). В 1483 Верроккио получил предложение от властей Венеции воздвигнуть в этом городе конный памятник скончавшемуся незадолго до этого главнокомандующему сухопутными войсками Венеции Бартоломео Коллеони. Уроженец города Бергамо, входившего в состав венецианских владений, выходец из местной знати, Коллеони завещал похоронить себя на родине и ныне покоится в Бергамо, в родовой капелле Коллеони — одном из шедевров ломбардского зодчества. Но честолюбивый полководец завещал также воздвигнуть себе конный монумент в Венеции, на площади Сан Марко. Видимо, венецианские власти сочли это требование чрезмерным, и местом установки памятника была выбрана площадь Санти Джованни э Паоло. Верроккио не было суждено увидеть этот монумент законченным. Он скончался в Венеции в 1488, когда отливка монумента еще не началась. После смерти мастера отливкой памятника и его установкой на площади руководил его помощник Лоренцо ди Креди. Несомненно, Верроккио побывал в Падуе — ближайшем к Венеции городе на материке, и видел конный монумент Гаттамелаты работы Донателло. В решении статуи Коллеони, найденном Верроккио, есть некая скрытая полемика с Донателло. Спокойному достоинству Гаттамелаты Верроккио предпочел агрессивное начало, легким антикизированным доспехам — тяжелые латы, непокрытой голове — великолепный тяжелый шлем, очертания которого подчеркивают грозную экспрессию лица, характерность энергичного, горбоносого профиля. Творчество Верроккио завершает историю флорентийской скульптуры XV в. В 1490-е, когда помощники Верроккио завершили работу над статуей Коллеони, во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело.
Лит.: Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв. М., 1977. Т. 1—2; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIV—XV вв. М., 1987; Crutwell M. Verrocchio. London, 1904; Olaniscig L. Andrea del Verrocchio. Wien, 1941; Seymour Ch. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968.
И. Смирнова