Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ВАЛЬДЕС ЛЕАЛЬ

, Хуан де Хуан де (Valdes Leal, Juan de) 1622, Севилья — 1690, Севилья. Испанский живописец, рисовальщик. Родился в семье португальского дворянина, переехавшего в Испанию. Учился в Кордове, в мастерской А. де Кастильо, в 1656 поселился в Севилье, где прошла его художественная деятельность. В 1664, сопровождая своего покровителя дона Мигеля Маньяру, посетил Мадрид, что дало ему возможность ознакомиться с королевскими художественными собраниями, завязать контакты с мадридскими живописцами. Принадлежал к основателям Академии художеств в Севилье (1640). Писал картины на религиозные сюжеты, обращался к декоративным работам, архитектуре и скульптуре. Один из последних крупных мастеров севильской школы, Вальдес Леаль сформировался в общении с искусством Сурбарана, Кано, Мурильо и особенно Эрреры Старшего, близкого ему по импульсивности творчества и неуживчивому душевному складу. Искусство Вальдеса Леаля, замыкающее золотой век испанской живописи, отражает черты ее эстетической деградации. Мир его образов отходит от реальной жизни. Основные произведения — циклы картин для францисканского монастыря в Кармоне, посвященные св. Кларе (1652), в т. ч. Поражение мавров при осаде францисканского монастыря, Процессия со св. Кларой, несущей дарохранительницу (Севилья, Музей изящных искусств), для монастыря иеронимитов в Севилье (1657—1658), в т. ч. Искушение св. Иеронима, Бичевание св. Иеронима ангелами (Севилья, Музей изящных искусств); изображения почитаемых представителей ордена — Алонсо де Оканьи (Гренобль, Музей изящных искусств), Фернандо Лильеса де Фигероа (Севилья, Музей изящных искусств), Васко Португальского (Дрезден, Картинная галерея) и других; алтарь в церкви монастыря кармелиток (Кармен Кальсадо) в Кордове (ок. 1658) с центральной композицией Вознесение пророка Ильи на огненной колеснице, сценами Илья и ангел, Илья и пророки на боковых створках и изображениями святых в пределле. Творчество Вальдеса Леаля входит в русло столь распространенной в странах Европы XVII в. барочной церковной живописи, несет сильный отпечаток кризисного времени в жизни испанского общества, бурного темперамента художника, который, по словам современника, "писал с беспокойством и быстротой".Его произведения отличаются неровностью исполнения, иногда небрежностью рисунка, перегруженностью обычно очень крупных композиций. Многие погрешности искупаются красотой колорита, богатством и смелостью сочетания красных, зеленых, малиновых, синих, белых, серых, черных красок и золота. В изощренной живописности, в нарочитой эффектности динамичных сцен, ирреальном свете, условности подчас обезличенных и схожих между собой жестикулирующих персонажей, одетых в богатые полупридворные-полуфантастические костюмы, в обилии "реквизита", несомненно, сказалось влияние на Вальдеса Леаля театральных зрелищ его времени. Его произведения в своей основе пессимистичны, проникнуты ощущением бренности земного бытия. Образы художника, особенно женские, лишены чувственной привлекательности (Искушение св. Иеронима), изображения Девы Марии (Непорочное зачатие, 1650—1652, Париж, Лувр; 1689, Севилья, Музей изящных искусств; Вознесение Девы Марии, 1661, Лондон, Нац. галерея) холодноваты и однотипны. Славу Вальдесу Леалю в испанской живописи принесли две картины в церкви госпиталя Ла Каридад в Севилье — Иероглифы Смерти и Конец земной славы, заказанные в 1672 основателем братства милосердия доном Мигелем де Маньярой и, по-видимому, воплотившие мистические сентенции его трактата Речь об истине. В первой картине Смерть в виде скелета с косой попирает книги, рукописи, оружие, корону, папскую тиару и облачение (символы знания, земной и духовной власти) и гасит свечу. Во второй в темном склепе мистический свет озаряет открытые гробы с разложившимися останками епископа и рыцаря ордена Калатравы — жуткие, детально выписанные изображения, совершенные по живописи ослепительно белых, желтых, тускло-золотых и глубоко-синих тонов и безупречности рисунка. Тема бренности — Vanitas, столь популярная в европейской живописи XVII в., здесь достигает кульминации и как бы исчерпывает себя. Портрет Мигеля Маньяры, аскета с горящим взором, сидящего в келье у аналоя и указывающего на распятие (не ранее 1687, госпиталь Ла Каридад), — один из немногих в творчестве Вальдеса Леаля. Сама трактовка образа, присутствие мальчика-послушника позволяют говорить о превращении портрета в сюжетную картину. У художника (кроме сына Лукаса) не было учеников и последователей.
Лит.: Beruete A. Valdes Leal. Madrid, 1911; Trapier du Gue E. Valdes Leal. Spanish Baroque painter. N. Y., 1960; Valdivieso Gonsalez E. Juan de Valdes Leal. Sevilla, 1989; Perez Callero J. Juan Valdes Leal. 1622—1690. Un barocco pom antico. Sevilla, 1991.
Т. Каптерева

  1. вальдес леальValdes Leal Хуан де испанский живописец.Представитель позднего барокко. Экзальтированные религиозные картиныпроповедующие бренность бытия Снятие с креста е гг....Большой энциклопедический словарь II
  2. вальдес леальВАЛЬДЕС ЛЕАЛЬ Valdes Leal Хуан де испанский живописец. Представитель позднего барокко. Экзальтированные религиозные картины проповедующие бренность бытия Снятие с креста...Современный энциклопедический словарь