Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

АРП

, Ганс (Arp, Hans) 1886, Страсбург — 1966, Базель. Французский скульптор, живописец, график, поэт. Учился в школе прикладного искусства в Страсбурге (1904) и в Веймарской художественной школе у Л. фон Гофмана (1905—1907). В 1908 посещал Академию Жюлиана в Париже. В 1909 прибыл в Швейцарию, где стал сооснователем бернского объединения авангардных художников "Современный союз" (1911). В 1914 при посещении Парижа сблизился с кругами французского авангарда. В следующем году переселился в Цюрих, где в 1916 стал активным участником объединения дада. Для Арпа, как и других художников этого направления, характерен поиск новых, синкретических форм, в которых преодолеваются традиционные различия между видами искусств. В 1916 он приступил к созданию коллажей, а затем рельефов из окрашенного картона и дерева (Дадаистский рельеф, 1916, Базель, Художественный музей; Лес, ок. 1917, Вашингтон, Нац. галерея). В коллажах Арпа прямоугольные, трапециевидные, круглые, овальные формы отклоняются от своей оси и словно раскачиваются на плоскости (Композиция, 1917, Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп). В 1919—1920 жил в Кёльне, где встретился с Эрнстом. Активно сотрудничал с кёльнскими дадаистами, с русскими и немецкими конструктивистами, с голландской группой "Де Стейл". В 1922 женился на художнице Софи Тойбер, которая стала его верным соратником и единомышленником. В 1924 переехал в Париж, где сблизился с сюрреалистами. Одновременно художник выступал как талантливый поэт, график и дизайнер. В работах 1920—1930-х графический аспект обретает большую четкость и ясность. Криволинейные формы, контуры которых словно выведены по лекалам, перетекают в антропоморфные изображения, отчетливо прорисовываются элементы человеческих фигур: торс, голова, руки, нос, усы, пупок (Торс и пупок, 1924; Губы, 1926; Женщина-амфора, 1929, все — Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп). С 1929 Арп работал над серией Констелляций: мягкие округлые формы, напоминающие срезы гальки, клетки живой ткани, растущие микроорганизмы, образуют рассеянные структуры, возникшие словно под воздействием энергетических толчков (Констелляция с пятью белыми и двумя черными формами, 1932, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Листья IV, 1930, Роландсек, фонд Г.Арпа и С. Тойбер-Арп). Белые фигуры на белом фоне создают ощущение бесшумного парения теней; массивность дерева подчеркивает зрительную бесплотность, призрачность форм, недвижно замерших в пустоте (Констелляция, 1932; Констелляция III, 1932, обе — Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп). К 1932 относится начало новой серии — Разорванные бумаги. Арп создавал коллажи из клочков своих старых рисунков; бренные останки человеческого творения регенерировали, куски погибшей ткани срастались, давая жизнь новому произведению (Разорванная бумага, 1932; Ночь растений, 1938; Сложный метод, 1942, все — Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп). С 1930 Арп стал заниматься круглой скульптурой, которая в дальнейшем играла ведущую роль в его творчестве. Биоморфные формы вытягиваются, набухают выпуклостями, медленно опадают, как при вдохе и выдохе, срастаются друг с другом. Рассматривая искусство как подобие вездесущей природы, Арп имитировал процессы зарождения, саморазвития, стихийного разрастания, гибели и нового рождения (Рост, 1938, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Сирена, 1942, Роландсек, фонд Г. Арпа и С. Тойбер-Арп; Птолемей I, 1953, Нюрнберг, Германский нац. музей). В 1942—1945 художник жил в Швейцарии, в Цюрихе и Базеле. Потрясения, вызванные войной и смертью С. Тойбер, привели к длительному творческому кризису. В работах, написанных маслом по мятой бумаге, черные полосы-трещины, прорезающие грузную фактуру белого фона, создают ощущение конвульсивных содроганий, мучительных разрывов живой ткани. В 1946 Арп вернулся в Медон близ Парижа. В послевоенные годы он много работал в скульптуре, прикладном искусстве (шпалеры). Осуществил ряд монументальных проектов: рельеф для здания аспирантуры Гарвардского университета (1950); скульптура Пастух облаков в университетском городке в Каракасе (Венесуэла, 1953); бронзовый рельеф для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (1958). В поздний период творчества продолжал работать методами коллажа и живописного рельефа.
Лит.: Ханс Арп (1886—1966). Скульптура. Графика: Каталог выставки. М., 1990; Arp on Arp. Poems, Essays, Memories. New York, 1972; Giedon-Welcker C. Hans Arp. Stuttgart, 1957; Poley S. Hans Arp. Die Formenspache in plastischen Werk. Stuttgart, 1978.
В. Крючкова

  1. арпArp Ганс Жан швейцарский и французский художник ипоэт один из зачинателей дадаизма затем перешел к синтезу сюрреализма иабстракции создавая живопись графику коллажи и с...Большой энциклопедический словарь II
  2. арпарп I арпы кетип тарпы калган остались одни ошмтки. арп II то же что арып II....Киргизско-русский словарь
  3. арпIstrong сокр. от автоматический радиопеленгаторradiogoniometro automatico IIstrong сокр. от автоматический регистратор простоевregistratore automatico dei tempi morti...Русско-итальянский политехнический словарь
  4. арпАРП Arp Ганс Жан швейцарский и французский художник и поэт один из зачинателей дадаизма затем перешел к синтезу сюрреализма и абстракции создавая живопись графику коллаж...Современный энциклопедический словарь
  5. арпАРП Arp Хэлтон Кристиан р . американский астроном. Открыл много астрономических объектов переменных и новых звезд активных и взаимодействующих галактик. Опубликовал Атла...Современный энциклопедический словарь
  6. арпI. АРП Асоцаця росйських письменникв кооперативне видво. снувало в Кив. Друкувало твори письменникв що входили до однойм. лт. обднання та лт. групи Центростиль. Серед...Українська літературна енциклопедія
  7. арпArpГанс Жанstrong франц. скульптор маляр графк поет нм. походження представник абстракцонзму дадазму скульптури рельфи колаж лтературн твори....Універсальний словник-енциклопедія
  8. арпArp Ганс Жан франц. скульптор маляр графк поет нм. походження представник абстракцонзму дадазму скульптури рельфи колаж лтературн твори....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)