Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

АРМАН

(Arman), наст. имя Фернандес, Арман Пьер (Fernandez, Armand Pierre) Род. 1928, Ницца. Французский художник. Учился в Школе декоративных искусств в Ницце (1946—1949), затем в Париже в школе Лувра изучал археологию стран Азии (1949—1951). Был близким другом Ива Клейна, который приобщил его к восточным единоборствам, дзэн-буддизму, астрологии, учениям розенкрейцеров и Гурджиева. Ранние абстрактные полотна отмечены влиянием Сержа Полякова и Никола де Сталя. Познакомившись с мерц-картинами Курта Швиттерса, Арман начинает работать с реальными объектами, создавая хаотичные композиции из разбросанных по поверхности оттисков резиновых штемпелей и разлетающихся следов свежеокрашенных предметов (серии Печати, с 1955; Аллюры вещей, с 1958).В 1959 находит новую форму т. н. ассамблажей — предметов, собранных в ящиках с прозрачными стенками. В первых ассамблажах, создававшихся в подражание мусорным урнам, экспонировались использованные вещи его друзей и безымянных людей (Портрет-робот Ива Клейна, 1960, США, частное собрание; Урна хозяйственных отходов, 1960, собрание художника). Вслед за такими отпечатками повседневности появились композиции иного типа, т. н. аккумуляции, определившие индивидуальный стиль Армана. В плоских ящиках под стеклом собирались однотипные предметы — обувные колодки, радиолампы, утюги, кофейники и сифоны, крышки от бутылок, детали часовых механизмов, телефонных аппаратов, целлулоидных кукол и т. п. (аккумуляция противогазов Home sweet home, 1960, Париж, Нац. музей современного искусства; аккумуляция манометров Давление поднимается, 1963, Германия, частное собрание). В таких работах однородные формы создают декоративный рельеф, вещи неожиданно обретают изобразительные качества, уподобляясь человеческим фигурам, а их функциональное назначение метафорически обыгрывается, наделяется более широким, символическим смыслом. В 1960 Арман вступил в объединение "Новых реалистов" — художников, стремившихся к прямому отражению реалий современности, запечатлевшихся в материальной среде. В большой серии Гневы (с 1961) он раскалывал на куски, разбивал в щепки, расплющивал музыкальные инструменты, фиксируя на деревянных панелях разлетевшиеся обломки (разбитое фортепьяно Ватерлоо Шопена, 1962, Париж, Нац. музей современного искусства; Трактат о скрипке, 1963, Париж, собрание Дюран-Рюэль; Концерт для виолончели, 1963, Париж, галерея Бобур). Сами акции раскалывания инструментов нередко исполнялись публично, превращаясь в хэппенинги, а претворение их объемов в плоскостный рельеф символизировало замерший, увековеченный в пространственных формах звук. С 1963 Арман подолгу живет в Нью-Йорке, в 1972 получает гражданство США. Продолжая разрабатывать мотив остановленного движения, "застывшего взрыва", он создает аккумуляции, в которых обломки вещей увязают в бетоне, замуровываются в прозрачном плексигласе (Россыпь виолончели, 1973, Париж, частное собрание; Корпус дамы, 1974, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Серия Схваченные кисти, где густые мазки акриловой краски завершаются застрявшими в них кистями, пародирует экспрессивные жесты американской "живописи действия" (большая инсталляция Схваченные кисти, 1988, Ним, Музей современного искусства). В 1982 Арманом создан огромный монумент под названием Долгосрочная парковка, где 59 легковых автомобилей влиты в бетонный столб 20-метровой высоты (Жуи-ан-Жоза, парк фонда Картье).
Лит.: Martin H., Restany P. Arman. Paris; New York, 1974; Lamarche-Vadel B. Arman. Paris, 1987; Cabanne P. Arman. Paris, 1993.
В. Крючкова

  1. арманАрман Цар. сын Саула от Рицпы выданный Давидом гаваонитянам....Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  2. арманв москов. франц. труппе в г. выполнял роли Гримов Зап. совр.Половцов...Большая биографическая энциклопедия
  3. арманArman Фернандес р. французский скульптор член группыНовые реалисты с живет и работает в США. С создаетассамбляжи. Наиболее известна Долгосрочная стоянка метровый монум...Большой энциклопедический словарь II
  4. арманмуж. Мечта...Казахские имена
  5. арманI п заветная мечта неудовлетворенное желание арман алыс мр ша поэт. заветная мечта далека недостижима жизнь коротка арманына жету достичь своей заветной мечты арманда кет...Казахско-русский словарь
  6. арманзаветная мечта цельарманына жетт он они достигли своей целиарман ету мечтать о чемл....Казахско-русский словарь для учащихся и студентов
  7. арманир. . заветная мечта неисполненное или неудовлетворнно желание сожаление о неисполненном или неудовлетворнном желании арманга жетдостигнуть желаемого адамзат жаралгандан ...Киргизско-русский словарь
  8. армангумно ток арман къазыкъ столб в середине гумна арман таш см. арманташ молотьба обмолот арман башламакъ начать обмолот...Крымскотатарско-русский словарь II
  9. арманкорень АРМ суффикс АН нулевое окончаниеОснова слова АРМАНВычисленный способ образования слова Суффиксальный АРМ АН Слово Арман содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  10. арманАрман муж. Мечта Казахские имена. Словарь значений. АРМАН Желание стремление сладкая мечта. Имя Арман широко распространено у казахов. Татарские тюркские мусульманские му...Словарь личных имен
  11. арманаллюз. на героя вымышленного романа Любовь Элизы и Армана или переписка двух семей упоминаемого в Графе Нулине А. С. Пушкина В романах строгих ясны все слова В конце бол...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  12. арманАРМАН аллюз. на героя вымышленного романа Любовь Элизы и Армана или переписка двух семей упоминаемого в Графе Нулине А. С. Пушкина В романах строгих ясны все слова В конц...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  13. арманАРМАН Arman Фернандес р . французский скульптор член группы Новые реалисты с живет и работает в США. С создает ассамбляжи. Наиболее известна Долгосрочная стоянка метров...Современный энциклопедический словарь