Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА

(Antonello da Messina) Ок. 1430, Мессина — 1479, Мессина. Итальянский живописец. Учился ок. 1445—1455 в Неаполе у Колантинио. Работал в Мессине и других городах Сицилии и Южной Италии. В 1475—1476 работал в Венеции. Один из ведущих итальянских живописцев Раннего Возрождения, Антонелло да Мессина прошел необычный путь творческого формирования. Выходец из провинциальной школы, мало связанной с ведущими художественными центрами Италии, ориентированной в большей мере на мастеров т. н. "средиземноморского Ренессанса" (Южной Франции, Прованса, Каталонии) и на нидерландскую живопись. В то же время в годы учебы в Неаполе Антонелло да Мессина мог соприкоснуться с широким спектром разнородных и ярких художественных явлений — от памятников искусства 1-й трети XIV в., включавших росписи главы римской школы Каваллини и монументальную скульптуру сиенца Тино де Камаино, до находившихся в Неаполе в середине XV в. работ ведущих нидерландских мастеров Я. ван Эйка, П. Кристуса, Р. ван дер Вейдена; годы учебы Антонелло да Мессины в Неаполе совпали с пребыванием здесь Пизанелло (1449—1450) и работой группы скульпторов Северной и Центральной Италии над декором арки короля Альфонса Арагонского. Немаловажное значение для творческого формирования Антонелло да Мессины могло иметь и то, что Неаполь середины XV в. стал одним из крупнейших центров гуманистической мысли; при дворе Альфонса Арагонского работали ведущие гуманисты Италии. Наконец, работы Антонелло да Мессина свидетельствуют о его знакомстве с творчеством Пьеро делла Франческа. Искусство Антонелло да Мессины органически соединило в себе гуманистическую основу итальянского Раннего Возрождения — антропоцентризм, классическое начало, тяготение к большой форме — с опытом и завоеваниями нидерландской школы. Северные акценты особенно очевидны в приписываемых ему ранних работах, самой достоверной из которых является небольшая картина Распятие (ок. 1455, Бухарест, Музей искусств). Но они отчетливо сказываются и в работах времени творческой зрелости (2-я пол. 1460-х — 1470-е), таких как Христос Спаситель (1465, Лондон, Нац.галерея); варианты композиции "Се Человек" (ок. 1470, Нью-Йорк, музей Метрополитен; ок. 1473, Пьяченца, Гор. музей; ок. 1474, Генуя, Нац. галерея Спинола); Благовещение (ок. 1474, Сиракузы, Нац. музей); два варианта Распятия (ок. 1475, Антверпен, Королевский музей изящных искусств; ок. 1475); Св. Иероним в келье (ок. 1465, оба — Лондон, Нац. галерея) и др. В работах северных, в первую очередь нидерландских, мастеров художник воспринял ряд иконографических схем и образных акцентов (образ страдающего Христа), внимание к миру "малых вещей", поиски поэтического единства микромира и макромира, открытие красоты зеленых пейзажных далей и самостоятельной жизни света. Знакомство с нидерландской живописью побудило Антонелло да Мессину перейти от традиционной для Италии техники темперы к масляным краскам. В то же время традиции нидерландского искусства преломлены у Антонелло да Мессины через гуманистическое мировосприятие итальянского Возрождения, стремление к упорядоченности, стройной архитектонике композиции, ясности пространственной структуры, тяготение к монументализации и обобщенности форм. Образ мира в его картинах определяют, прежде всего, данные крупным планом, наделенные значительностью, духовной силой, полнотой жизни фигуры его персонажей. Эти начала, свойственные всем его работам, особенно полно проявляются в ряде картин середины 1470-х, таких как сохранившийся в виде трех фрагментов монументальный Алтарь Сан Кассиано (ок. 1475—1476, Вена, Музей истории искусства), Св. Себастьян (ок. 1475—1476, Дрезден, Картинная галерея), Мадонна Аннунциата (ок. 1475, Палермо, Гор. музей). В творческом наследии Антонелло да Мессина исключительно важное место занимает портретный жанр, к которому он особенно часто обращался в 1470-е: Мужской портрет (ок. 1470, Филадельфия, Музей искусств, Юноша (ок. 1470, Нью-Йорк, музей Метрополитен), т. н. Автопортрет (ок. 1473, Лондон, Нац. галерея), Мужской портрет (ок. 1474—1475, Рим, галерея Боргезе), т. н. Кондотьер (1475, Париж, Лувр), Мужской портрет (1476, Турин, Гор. музей) и др. Творческий облик Антонелло-портретиста, одного из ведущих мастеров этого жанра в Италии XV в., сложился под существенным воздействием нидерландского живописного портрета, о чем свидетельствуют излюбленные им трехчетвертной поворот фигуры, темный, нейтральный фон, скрупулезная, вплоть до мельчайших деталей, тщательность передачи физиономических особенностей лица модели. В то же время портреты Антонелло да Мессины проникнуты гуманистическими представлениями о яркости, значительности, активности личности. Художник строит композицию этих небольших, меньше натуры, изображений на крупных массах, энергичных цветовых акцентах, сочетании темных тонов фона с насыщенно-яркими тонами куртки или головного убора, светлыми красками лица; он лепит формы большими массами света и теней, подчеркивает яркую характерность лиц, живость взглядов, активность внутреннего состояния. Антонелло да Мессина оказал существенное влияние на развитие итальянской живописи, особенно на формирование венецианской живописной школы, творчество Джованни Беллини, Альвизе Виварини и других венецианских мастеров.
Лит.: Лазарев В. Н. Антонелло да Мессина // Старые итальянские мастера. М., 1972; Гращенков В. Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М., 1981; Bottari S. Antonello da Messina. Messina; Milano, 1939; Lauts J. Antonello da Messina. Wien, 1940; Causa R. Antonello. Milano, 1964.
И. Смирнова

  1. антонелло да мессинаАНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА Antonello da Messina ок. Мессина между и . там же итальянский живописец Раннего Возрождения. Сын мраморщика Джованни дАнтонио. Учился повидимому у ...Большая советская энциклопедия
  2. антонелло да мессинаAntonello da Messina около Мессина между и . там же итальянский живописец Раннего Возрождения. Сын мраморщика Джованни дАнтонио. Учился повидимому у неаполитанца Колан...Большая Советская энциклопедия II
  3. антонелло да мессинаAntonello da Messina ок. итальянскийживописец Раннего Возрождения. В пластически ясных поэтических картинахострохарактерных портретах использовал технику масляной живоп...Большой энциклопедический словарь II
  4. антонелло да мессинаАНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА Antonello da Messina ок. итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных поэтических картинах острохарактерных портретах использовал...Большой Энциклопедический словарь V
  5. антонелло да мессинаAntonello da Messina около итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи добиваясь...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. антонелло да мессинаАНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА Antonello da Messina ок . итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных поэтических картинах острохарактерных портретах использовал...Новый большой англо-русский словарь II
  7. антонелло да мессинаАНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА Antonello da Messina около итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах острохарактерных портретах использовал технику маслян...Современная энциклопедия
  8. антонелло да мессинаАНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА Antonello da Messina ок . итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных поэтических картинах острохарактерных портретах использовал...Современный энциклопедический словарь
  9. антонелло да мессинаАнтонелло да Мессина.Мужской портрет так называемый Кондотьер.Лувр. Париж.Антонелло да Мессина Antonello da Messina около итальянский живописец эпохи Раннего Возрожден...Художественная энциклопедия
  10. антонелло да мессинаАнтонелло да Мессина Antonello da Messina около итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы. Заимствовал у нидерландских художник...Художественная энциклопедия
  11. антонелло да мессинаАнтонелло да Мессина собственно Антонелло дАнтонио живописец род. в начале XV столетия. Свое художественное образование получил в Риме но первоначальная его деятельность...Энциклопедический словарь
  12. антонелло да мессинасобственно Антонелло дАнтонио живописец род. в начале XV столетия. Свое художественное образование получил в Риме но первоначальная его деятельность принадлежит Сицилии ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  13. антонелло да мессинаАНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНАAntonello da Messina ок. итальянский художник сицилиец по происхождению творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего...Энциклопедия Кольера II