Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

АЛЬБЕРС

, Йозеф (Albers, Joseph) 1888, Ботроп, Вестфалия — 1976, Нью-Хейвен. Немецкий и американский живописец. Учился в художественной школе в Берлине (1913—1915), в мюнхенской Академии художеств у Штука (1919—1920). В ранний период творчества работал в экспрессионистической манере (литографии и гравюры на дереве). В 1920—1933 преподавал в Баухаузе (сначала технику витража и живописи по стеклу, с 1925 — оформление печатной продукции, художественное проектирование мебели, изделий из стекла и металла). После упразднения Баухауза нацистскими властями эмигрировал в США, где активно пропагандировал идеи и практические начинания В. Гропиуса. Преподавал в экспериментальной художественной школе Блэк Маунтин колледж (1933—1949) и в высшей школе дизайна Гарвардского университета (1936—1941).В 1950—1958 был деканом факультета архитектуры и дизайна Йельского университета. Педагогическая деятельность принесла Альберсу множество наград и почетных званий. В своей абстрактно-геометрической живописи Альберс стремился к предельному лаконизму и строгой сбалансированности форм. В большой серии Во славу квадрата (с 1950) вписанные друг в друга квадраты образуют компактный блок; тонко рассчитанные соотношения их цвета, размеров и положения относительно центральной оси порождают разнообразные эффекты колебательных движений, медленных наплывов, сжатия или расширения, взаимного давления конгруэнтных фигур. Единообразный строй композиций обеспечивает постоянство условий в серии многолетних, повторяющихся опытов со зрительными качествами. Теоретическая основа этих живописных экспериментов была изложена художником в книге Взаимодействие цветов (1963). Некоторые полотна Альберса, в которых мастерски используются вибрации контрастных цветов и пересекающихся конфигураций, предвещают направление оп-арта. Продолжая программные начинания Баухауза по художественной организации окружающей среды, Альберс выполнил ряд монументальных настенных композиций, из которых наиболее известны Америка для Аспирантского центра Гарвардского университета (1950), Ворота для здания Тайм и Лайф (1959, Нью-Йорк), Город для здания компании Пан-Америкен (1963, Нью-Йорк), Структурные констелляции на фасаде Музея истории искусств и культуры в Мюнстере (1970).
Лит.: Albers J. Despite Straight Lines. Cambridge (Mass.), 1977; Spies W. Joseph Albers. New York, 1971; Wissmann J. Joseph Albers. Recklinghausen, 1971.
В. Крючкова

  1. альберсAlbers Джозеф немецкий и американский художник.Мастер геометрического абстракционизма в его наиболее чистом и строгомварианте. Работал с в США. Соединил традицию Бауха...Большой энциклопедический словарь II
  2. альберсАЛЬБЕРС Albers Джозеф немецкий и американский художник. Мастер геометрического абстракционизма в его наиболее чистом и строгом варианте. Работал с в США. Соединил тради...Новый большой англо-русский словарь II
  3. альберсАЛЬБЕРС Albers Джозеф немецкий и американский художник. Мастер геометрического абстракционизма в его наиболее чистом и строгом варианте. Работал с в США. Соединил тради...Современный энциклопедический словарь
  4. альберсАльберс Иоганн Фридрих Герман известный врач и патолог род. в Дорстене близ Везеля ноября г. поступил в г. в Боннский университет состоял с г. врачомпомощником в тер...Энциклопедический словарь
  5. альберсИоганн Фридрих Герман известный врач и патолог род. в Дорстене близ Везеля ноября г. поступил в г. в Боннский университет состоял с г. врачомпомощником в терапевтиче...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона