Евразийская мудрость от А до Я

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАСТИ

как движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти, которые скорее можно назвать хорошими, и страсти, которые можно отнести к плохим (скупость, ненависть), в зависимости от их объекта: вдохновенные страсти, порождающие энтузиазм (от греч. – быть в Боге) и творчество, и слепые страсти, приносящие с собой фанатизм. Психологи здесь различают тех одержимых страстью, что не воспринимают ничего за пределами своей страсти, от фанатика, который хочет заставить другого разделить его страсть любым путем, будь то даже насилие. Социолог заметит здесь, что всякая страсть, стесняющая жизнь в обществе, будет считаться плохой либо даже безумием, тогда как тот одержимый страстью человек, что служит обществу или его изменению, будет квалифицирован как «человек, служащий идеалу». Всегда оказывается так, что «ничего великого в мире не совершается без страсти» (Гегель, «Разум в истории», 1830) и что страсти являются движущими силами истории и творческих свершений. Все индивиды обладают своими частными страстями, самые распространенные из которых – деньги, почести и власть. Во всеобщей истории «страсти также составляют активный элемент», но за ними и с их помощью реализует себя Идея, т.е. общая эволюция мира в направлении лучшего общественного устройства. Частные страсти будут в таком случае бессознательными инструментами осуществления разума и мудрости в истории.

  1. индивидуальные страстикак движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти которые скорее можно назвать хорошими и страсти которые можно отнести к плохим скупость ненависть в з...Новый философский словарь
  2. индивидуальные страстикак движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти которые скорее можно назвать хорошими и страсти которые можно отнести к плохим скупость ненависть в з...Сверхкраткий философский словарь