Этнопсихологический словарь

СТЕРЕОТИП НАЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ)

схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности.
В основе С. н. часто лежат предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представителях какой-либо нации или народа. Исходя из них, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям данной национальной общности. Например, в ходе специального исследования, проведенного в Ленинграде, были зафиксированы не всегда верные С. н. восприятия членов конкретных национальных групп: "Русский -добрый, трудолюбивый, патриот, безалаберный. Украинец - веселый, трудолюбивый, хитрый, скупой, гостеприимный. Татарин - хитрый, злой, скрытный, жестокий, националист. Американец - деловой, общительный, практичный, энергичный, запрограммированный. Поляк - националист, гордый, ленивый, замкнутый, хитрый" (см.: Психологический журнал.-1989 -№4, -С. 41.).