Этнопсихологический словарь

ЛЕВИСТРОСС (LEVISTRAUSS) К.

(1908-1987)
французский этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, испытавший влияние Ж.-Ж. Руссо, марксизма, психоанализа, социологии Дюркгейма и американской культурной антропологии, автор работ "Структурная антропология" (1983), "Структура мифов" (1970) и др.
Главное направление творчества Л.-С. - анализ структур жизни и мышления, не зависящих от индивидуального сознания и изучавшихся на примере исследования первобытных обществ Южной и Северной Америки. Особую роль Л.-С. отводил историческому фактору в изучении явлений культуры. Он исследовал бесписьменные культуры, сделал попытку установить объективные корни разнообразия культур, изучал межкультурсвязи; создал теорию первобытного мышления, подвергнув критике концепцию Леви-Брюля (см.) о "дологическом мышлении".
По мнению Л.-С., культура как важнейший компонент образа жизни людей обладает примерно одинаковым набором признаков в психологии и традициях представителей различных национальных общностей.Цель исследования социальных, культурных и национальных структур, считал он, должна состоять в обнаружении законов, которые управляют общностями. Анализируя правила брака, происхождение и сущность родственных связей людей, принципы построения первобытных обществ, социальных и национальных мифов, языка в целом, Л.-С. видел за разнообразием социальных форм поведения общие механизмы и факторы, его инициирующие.
Соотношение между сосуществующими современными обществами - индустриально развитыми и "примитивными" - он назвал соотношением "горячих" и "холодных" обществ: первые стремятся производить и потреблять как можно больше энергии и информации, а вторые - ограничиваются устойчивым воспроизводством простых и схожих условий существования. Однако, по его мнению, человека нового и древнего, развитого и "примитивного" объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования человеческого разума. Л.-С. выдвинул концепцию "нового гуманизма", не знающего сословных и расовых различий.
Взгляды Л.-С. во многом этнопсихологичны по своему содержанию, но они направлены своим острием не на выявление различий между представителями этнических общностей, а нахождении того, что может их объединить.