Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

ТРАДИЦИИ ЭТНИЧЕСКИЕ

(англ. - ethnic traditions; нем. - ethnische Traditionen) - основные формы коллективного опыта этноса (см.), выраженные в социально организованных стереотипах и воспроизводимые в этносе в целом или в его отдельных значительных частях путем культурной пространственно-временной трансмиссии. За рамками Т.Э. остаются все виды ненаследственного опыта, не носящие группового характера, в частности, все формы индивидуальной культуры; формы производственной (профессиональной) культуры, носящие групповой характер, но не имеющие этнической специфики; формы политической и социо-нормативной культуры, имеющие международный (интернациональный) характер; инновации, как заимствованные, так и эндогенные; явления текущей моды и конъюнктуры. Таким образом, Т.Э. обычно менее всего представлены в производственной, профессиональной культуре, хотя доля их может быть очень велика в традиционных формах сельского хозяйства и ремесла, художественных промыслов, мелкой торговли и т.д. Будучи мало выраженными в правовой, юридической части соционормативной культуры (кроме обычного права, которое почти всецело традиционно), Т.Э. доминируют в морально-этической, этикетной, поведенческой части социальных нормативов; в научной и эмпирически-познавательной части когнитивной культуры Т.Э. функционируют лишь маргинально (см. “Маргинальность”), зато эксплицитно или имплицитно пронизывают почти все виды и аспекты художественного творчества; наконец, в культуре жизнеобеспечения, в особенности в семейно-бытовой ее части, Т.Э. играют определяющую роль, даже если эта культура (напр., в одежде, в типах жилищ) внешне в высокой мере интернационализирована, урбанизирована и индустриализирована. В отличие от традиций в малых коциальных коллективах (учебных заведений, фирм и предприятий, воинских частей и т.д.), Т.Э. требует для своего оформления длительного срока, равного как минимум жизни двух-трех поколений (т.е. 50-100 лет). Инновация превращается в Т.Э. лишь тогда, когда обстоятельства ее введения практически полностью выветриваются из коллективной памяти этноса. Некоторые Т.Э. могут иметь глубину в несколько тысячелетий (напр., Т.Э. иероглифической письменности у китайцев), однако большинство Т.Э. современных развитых этносов восходит к инновациям XYII-XYIII, а нередко даже начала XIX вв. (напр., основные компоненты японского традиционного интерьера, шотландского национального костюма и т.д.). Основные условия существования Т.Э. - это их хранение в живой коллективной памяти этноса, постоянное воспроизведение и межпоколенная передача. По мере роста урбанизации этноса все большая часть Т.Э. экстериоризируется из живой памяти в хранилища информации (литературные, архитектурные памятники, архивы и пр.) и омертвляются в них, хотя периодически или эпизодически может из них извлекаться и оживляться (в ритуалах торжественных церемоний, коронаций, инаугураций и т.п.). Т.Э. играет большую роль в формировании отношения этноса к среде своего бытия и к изменениям в этой среде, в ценностных ориентациях (напр., в предпочтениях деловой, военной или научной карьеры), в оформлении политической активности масс (напр., в Индии - кастовой и общинной сегментации этой активности). В Т.Э. глубоко отражается доминантная для данного этноса конфессия, даже в условиях отхода большинства населения от религиозности она влияет на пищевые ограничения, брачно-половые нормы, репродуктивные установки и т.д. Невнимание к Т.Э. в условиях многонационального общества со стороны политических и общественных деятелей, групп, руководящих экономическим и социально-культурным развитием общества, попытки игнорировать, третировать Т.Э., декретировать их изменение являются одним из важнейших факторов, ведущих к росту настроений воинствующего национализма, межнациональной отчужденности и вражды. ЛИТ.: Маркарян Э.С. Узловые проблемы в теории культурной традиции// Сов.этнография, 1981, N 2, с.78-97. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван. Изд.-во АН Арм.ССР, 1983. С.А.Арутюнов