Эстетика

ФОТОИСКУССТВО

(от греч phos — свет) — первое из т. наз. «технических» искусств, специфическая особенность к-рого — органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Ф. сложилось на рубеже XIX—XX вв. в результате взаимодействия худож. мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически под-готовленно развитием живописи, ориентировавшейся на зеркально точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера-обскура). Предпосылкой Ф. можно считать также творческий опыт реалистической лит-ры XIX в., где высшим критерием художественности выступает верность жизненной правде. Изобретение в 20—30-х гг. XIX в: фотографии было воспринято большинством художников как итог начавшегося еще в эпоху Ренессанса процесса совершенствования техники изображения видимого мира. Первые творческие опыты в фотографии были связаны с ее использованием для решения изобразительных задач. Уже изобретатели фотографии французы Ж. Н. Ньепс и Л. Ж. М. Дагер, англичанин У. Ф. Г. Талбот создавали с ее помощью гелиограяюры и снимки, напоминающие живописные натюрморты и городские пейзажи. В 1839 г. появился специальный термин «фотогения» для обозначения особой выразительности снимка, достигаемой сочетанием изобразительной и фотографической техники, а фотографическое творчество определялось как «искусство фотогенического рисования» (Тал-бот). В 50-е гг. XIX в. развивается дагерротипный фотопортрет. Произв. первых фотопортретистов (Ф. Надара во Франции, Д. М. Камерона в Англии, С. Л. Левицкого в России) стали значительным худож. явлением и оказали заметное влияние на развитие живописи (импрессионизм) и лит-ры («натуральная школа»). Эпоха «великих фотопортретистов» положила начало и развитию худож. фотографии, к-рая длительное время рассматривалась как единственное явление Ф. Ранняя худож. фотография получила название «пикториализма» (от англ. pictorial—живописный). Ее творческий метод определялся стремлением фотохудожников использовать технику как средство живописной стилизации фотоизображения. В качестве образцов принимались вначале произв. классической, затем импрессионистской, а в начале XX в. и модернистской живописи. Теоретики «пикториализма» (Г. П. Робинсон, А, Горслей-Гинтон в Англии, Н. Петров в России) рассматривали Ф. как область образного творчества. занимающую промежуточное место между живописью и графикой. Развитию таких представлений способствовала и использовавшаяся в то время технология («мягкорисующая» оптика, «облагораживающие» способы печати, фотомонтаж и постановка). На рубеже XIX—XX вв. в творческой методологии Ф. происходят существенные изменения, обусловленные, с одной стороны, особенностями худож. процесса того времени, а с др.— новыми достижениями в области фотографической науки и техники. Уже не ориентируясь на подражание живописным образцам и принцип стилизации, фотохудожники стремились широко использовать выразительные возможности моментального фотоизображения. Новое течение в худож. фотографии (его представители: в России — М. П. Дмитриев, А. М. Родченко, в США — А. Стиглиц, во Франции—Э. Атже, А. Картье-Брессон) оказало решающее воздействие на формирование соврФ. В XX в. повсеместное распространение получают новые формы фотографической деятельности, связанные с печатью, др. видами массовой коммуникации (Искусство и массовая коммуникация) , промышленным дизайном (информацией но-репортаж-ная, документально-публицистическая фотографика). Моментальное фотографическое изображение, используемое в соар. творческой фотографии, с трудом поддается изобразительной стилизации и обретает худож. значение только в контексте фотографической культуры. Эта культура характеризуется своеобразным видением действительности, ориентирующимся на восприятие реальности как «расчлененного» во времени процесса, в ходе к-рого происходит непрерывное изменение форм и состояний предметов и событий. Она предполагает особый способ образного мышления, «неустойчивую», разомкнутую композицию, языковые формы, опирающиеся на выразительные возможности светописи, смену ракурса, плана, точки съемки. Соответственно такому видению и языку фотографические образы обладают особой «сожиз-ненностью», воспринимаются как «включенные» в реальное событие, как объективные свидетельства о жизни. По мере развития фотографической образности и оформления жанровой структуры различных видов Ф. (она различна в худож., документальной и прикладной фотографии) формируются и стилевые черты фотографической худож. культуры. В системе совр. иск-ва Ф. занимает видное место, обогащая эстетическую культуру новыми худож. ценностями, демократизируя эстетическое чувство. Неоспоримо значение Ф. в сближении худож. мысли и научно-технического прогресса, развитии памяти и исторического сознания. Влияние фотографической культуры можно обнаружить практически во всех областях худож. творчества.

  1. фотоискусствоФОТОИСКУССТВО разновидность художеств. творчества в основе крого лежит использование выразит. возможностей фотографии.Особое место Ф. в художеств. культуре определяется т...Большая советская энциклопедия
  2. фотоискусстворазновидность художественного творчества в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии См. Фотография. emОсобое место Ф. в художественной ку...Большая Советская энциклопедия II
  3. фотоискусствовид изобразительного искусства произведения которогосоздаются средствами фотографии....Большой энциклопедический словарь II
  4. фотоискусствоФОТОИСКУССТВО вид изобразительного искусства произведения которого создаются средствами фотографии....Большой энциклопедический словарь III
  5. фотоискусствоФОТОИСКУССТВО вид изобразительного искусства произведения которого создаются средствами фотографии....Большой Энциклопедический словарь V
  6. фотоискусствоНачальная форма Фотоискусство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  7. фотоискусствофотоискусство фотоискусство а...Орфографический словарь
  8. фотоискусствофото нер...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  9. фотоискусствофотоискусство фотоискусства фотоискусства фотоискусств фотоискусству фотоискусствам фотоискусство фотоискусства фотоискусством фотоискусствами фотоискусстве фотоискусства...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  10. фотоискусствоОрфографическая запись слова фотоискусство Ударение в слове фотоискусство Деление слова на слоги перенос слова фотоискусство Фонетическая транскрипция слова фотоискусство...Полный фонетический разбор слов
  11. фотоискусствофотоискусство аСинонимы искусство...Русский орфографический словарь
  12. фотоискусствос. arte f fotografica...Русско-итальянский политехнический словарь
  13. фотоискусствоСинонимы искусство...Русско-китайский словарь
  14. фотоискусствофотоискусство искусство...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  15. фотоискусствофотоискусство сущ. колво синонимов искусство фотоумение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы искусство...Словарь синонимов II
  16. фотоискусствоФОТОИСКУССТВО вид изобразительного искусства произведения которого создаются средствами фотографии....Современный энциклопедический словарь
  17. фотоискусствоУдарение в слове фотоискусствоУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове фотоискусство...Ударение и правописание
  18. фотоискусствофотоискусство фотоискусства фотоискусства фотоискусств фотоискусству фотоискусствам фотоискусство фотоискусства фотоискусством фотоискусствами фотоискусстве фотоискусства...Формы слова
  19. фотоискусствоУкос Уик Туф Тутси Тут Тук Тостик Тост Тоо Токио Ток Тиф Тит Тис Тиофос Тик Твист Твикс Суфист Сутки Сут Сук Стокс Сток Стоик Стикс Стик Софт Софит Софист Соус Сост Соотв...Электронный словарь анаграмм русского языка
  20. фотоискусствоФОТОИСКУССТВО вид изобразительного искусства произведения которого создаются средствами фотографии....Энциклопедический словарь естествознания