Эстетика

КИНОИСКУССТВО

— вид худож творчества, вошедший в систему синтетических видов искусств в XX в. К. относится к т. наз. «техническим» искусствам, т. к. предпосылкой его явилось возникновение кинематографа (1895—96) — системы фотографического запечатле-ния реальности в ее движении, предназначенного для проекции на большой экран, в расчете на совместное восприятие мн. людьми одновременно. Возможность непосредственного изображения действительности в ее пространственно-временном единстве обусловила формирование различных разновидностей кинематографического зрелища (и фильма как «текста»), в т. ч. внехудож. Становление К. сопряжено с выявлением различных худож. возможностей и эстетических свойств новой формы отражения мира, сближавших новое иск-вое традиционными видами иск-ва либо отделявших его от них. Первоначальная форма фильма была ограничена свойствами элементарного динамического фотоснимка реальной действительности в ее единичном фрагменте. Но эстетика движущейся фотографии была лишь одним из необходимых условий формирования К. Дальнейшее его развитие определяется открытием возможностей сочетать эстетически организованные фрагменты действительности (реальной или вымышленной), фиксируемые на кинопленке. Движущейся фотографии была отведена функция технического посредника между визуально воплощенными художническими фантазиями и зрителем. Таков был первый шаг на пути к синтетическому кинообразу. Практика раннего К. ориентировалась на опыт традиционных видов и форм иск-ва — как «высоких», так и «низких» (от цирковой феерии до драматического театра, от живописной и сценографической выразительности до беллетристического повествования). Осознание собственных эстетических принципов К. и основ его поэтики связано с теоретическим осмыслением в мировом К. конца 10 — сер. 20-х гг. того факта, что движущаяся фотография (кадр) и соединение, монтиро-вание ее временных отрезков способны выполнять не просто прикладную, передаточную роль по отношению к воспроизводимой реальности, непосредственно-жизненной или зрелищно организованной, но роль активную, фор-мообразующую (Монтаж). Одновременно в К. разных стран отчетливее, чем раньше, проявилась взаимосвязь между собственно-эстетическими поисками и задачами творческого освоения проблем социальной действительности. В 20-е гг., завершавшие период немого кинематографа, были открыты и реализованы многообразные возможности выражения худож. мысли на экране, обновлена жанровая система К. Сформировалась богатая, до тонкостей разработанная совокупность визуальных образных средств. Освоение же звуковой техники знаменовало качественные изменения в кинопоэтике. Звук, и особенно звучащее слово, став обязательным элементом кинозрелища, потребовал нового подхода к кинопроизв. как изобразительно-выразительной системе. Характерная для новаторских течений К. в 20-х гг. тенденция к прямому «знаковому» выражению авторской идеи отступает перед объективным требованием связной сюжетной картины жизни. Принципы монтажной драматургии, широко развернутые в период немого кино, ограничиваются; в центре внимания оказываются создание психологического актерского образа и непрерывность экранного изображения жизни, тесно связанная с реализмом. Возросшая роль сюжетно-повествовательных начал (закрепляемых в литературном сценарии фильма) побуждает заново осознавать эстетическую специфику К., находя точную меру его сближения с традиционными иск-вами, прежде всего с прозой и драматическим театром. Концепция кино как синтетического иск-ва (наиболее программно выдвинутая практикой и теорией советского К.) отражает все эти сдвиги. Важной предпосылкой дальнейшего развития этой концепции явилось эстетическое освоение техники цветного кино, расширившее выразительный потенциал К. Синтетичность, присущая К., несводима лишь к синтезу искусств, понимаемому как целостное сочетание воспроизводимых элементов худож. формы др. видов иск-ва (литературы, живописи, музыки, театра), хотя подобное сочетание может эффективно осуществляться в определенных явлениях и жанрах КСинтетичность, присущая эстетической природе К., состоит прежде всего в том, что кинообраз способен (в процессе его создания и восприятия) выражать и сопрягать эстетические потребности человека, проявляемые различными сторонами его чувственного мира («чувствами-теоретиками», по терминологии Маркса), исторически сформированными худож. культурой. Кинообраз апеллирует и к чувству динамического целого, воспитанному восприятием сюжетных структур фольклора и прозы, и к «музыкальному уху», к-рому присуще ощущение ритмической организации времени, и к «живописному глазу» со свойственным ему чувством цветового и светового тона и т. д. В сопряжении этих сущ-ностных сил человеческой психики и состоит коренное условие эстетического синтеза, осуществляемого К. Развитие К. неотъемлемо от эволюции системы средств массовой коммуникации (Искусство и массовая коммуникация) . Кинематограф как техника фиксации, тиражирования и распространения звуко-зрительной информации — одно из важнейших массово-коммуникативных средств, дающее необходимую основу для функционирования К. в об-ве. Коммуникативный принцип К. во мн. обусловливает его эстетику и особенности его изобразительно-выразительных структур. Положение К. в системе художественной культуры XX в. меняется по мере распространения телевидения как нового средства массовой коммуникации — с его широчайшими трансляционными возможностями «доставк-и на дом» звукозрительной информации. Выступая как транслятор произв. К., телевидение формирует новую структуру их восприятия, отличную от той, что была ранее воспитана кинематографом: восприятие фильмов, ранее коллективное, превращается в индивидуальный акт, в атрибут частного быта. То же относится и к такой форме распространения фильмов, как видеокассетное тиражирование. Совр. совокупность аудиовизуальных средств, включающая в себя кинематограф, телевидение и видеокассетную технику, нередко рассматривается как единая «система экранных искусств». Такой взгляд, подтверждающийся тенденциями развития культуры и научно-техническим прогрессом, не отменяет необходимости в разграничении (связанном прежде всего с особенностями эстетического восприятия) указанных форм культуры.

  1. киноискусствотеатрstrong находиться на экранstrong кинематография драматическое изображение на экране создание кинофильмов.кинематограф. синематограф устар. экранизировать.киноакт...Идеографический словарь русского языка
  2. киноискусствород искусства произведения которого создаются с помощью киносъмки реальных специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности....Большая Советская энциклопедия II
  3. киноискусствос. arte f cinematografica filmica larte del cinema cinema m la settima arte Итальянорусский словарь. Синонимы десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинемато...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. киноискусствос.arte cinematogrfico...Большой русско-испанский словарь
  5. киноискусствосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  6. киноискусствос. arts m pl cinmatographiques...Большой русско-французский словарь
  7. киноискусствос.arts m pl cinmatographiques десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. киноискусствород искусства произведения которого создаются с помощьюкиносъемки реальных специально инсценированных или воссозданныхсредствами мультипликации событий. В киноискусстве с...Большой энциклопедический словарь II
  9. киноискусствоКИНОИСКУССТВО род искусства произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В...Большой энциклопедический словарь III
  10. киноискусствоКИНОИСКУССТВО род искусства произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. ...Большой Энциклопедический словарь V
  11. киноискусствоа ср.em То же что кинематография в знач.Синонимы десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Малый академический словарь
  12. киноискусствокорень КИНО корень ИСКУССТВ окончание О Основа слова КИНОИСКУССТВВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой КИНО ИСКУССТВ О Слово Киноискусст...Морфемный разбор слова по составу
  13. киноискусствоНачальная форма Киноискусство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  14. киноискусствокиноискусство ср. Вид искусства произведения которого создаются с помощью киносъемки....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  15. киноискусствокиноискусство киноискусство а...Орфографический словарь
  16. киноискусствоu с десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Орфографический словарь русского языка
  17. киноискусствокиноискусство киноискусства киноискусства киноискусств киноискусству киноискусствам киноискусство киноискусства киноискусством киноискусствами киноискусстве киноискусства...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  18. киноискусствоОрфографическая запись слова киноискусство Ударение в слове киноискусство Деление слова на слоги перенос слова киноискусство Фонетическая транскрипция слова киноискусство...Полный фонетический разбор слов
  19. киноискусствокиноискусство аСинонимы десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Русский орфографический словарь
  20. киноискусствоСр kino snti....Русско-азербайджанский словарь
  21. киноискусствокиноискусство м.icinematographic art...Русско-английский словарь
  22. киноискусствоcinematography десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Русско-английский технический словарь
  23. киноискусствоКнамастацтва...Русско-белорусский словарь
  24. киноискусствокнамастацтва ср.i...Русско-белорусский словарь II
  25. киноискусствоfilmmvszet десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Русско-венгерский словарь
  26. киноискусствокино нер...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  27. киноискусствокино нер...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  28. киноискусствоср. киноискусство....Русско-киргизский словарь
  29. киноискусствоdinyng yshСинонимы десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Русско-китайский словарь
  30. киноискусствоkinomksla...Русско-латышский словарь
  31. киноискусствос. Filmkunst f....Русско-немецкий словарь
  32. киноискусствосarte cinematogrfica десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Русско-португальский словарь
  33. киноискусствос кино снгате...Русско-татарский словарь
  34. киноискусствосsinema sanat десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Русско-турецкий словарь
  35. киноискусствокиноискусство десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  36. киноискусствокиноискусство а Синонимы десятая муза искусство искусство кино кинематограф кинематография кино экран...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  37. киноискусствокиноискусство кинематография кинематограф кино экран искусство кино десятая муза Словарь русских синонимов. киноискусство см. кино Словарь синонимов русского языка. Практ...Словарь синонимов II
  38. киноискусствокиноискусство кинематография кинематограф кино экран искусство кино десятая муза...Словарь синонимов
  39. киноискусствоКИНОИСКУССТВО род искусства. Возникнув как живая фотография изобретатели братья Л.Ж. и О. Люмьер Франция киноискусство разделяется на художественный документальный научн...Современная энциклопедия
  40. киноискусствоКИНОИСКУССТВО род искусства произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В...Современный энциклопедический словарь
  41. киноискусствоКИНОИСКУССТВО ср. Вид искусства произведения которого создаются с помощью киносъемки....Толковый словарь русского языка
  42. киноискусствоУдарение в слове киноискусствоУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове киноискусство...Ударение и правописание
  43. киноискусствоRzeczownik киноискусство n kinematografia f...Универсальный русско-польский словарь
  44. киноискусствоКиноискусство Киноискусство род искусства произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных специально инсценированных или воссозданных средствами мультиплик...Финансовый словарь
  45. киноискусствокиноискусство киноискусства киноискусства киноискусств киноискусству киноискусствам киноискусство киноискусства киноискусством киноискусствами киноискусстве киноискусства...Формы слова
  46. киноискусствоУкос Уик Тусон Тунис Тун Тук Тосин Тоо Тонус Тонко Тоник Тон Токсин Токио Ток Тнк Тиун Тиски Тис Тикси Тик Твин Твикс Сутки Сут Сукно Суккот Сукин Сук Стукко Стон Стокс С...Электронный словарь анаграмм русского языка
  47. киноискусствоКИНОИСКУССТВО род искусства произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. ...Энциклопедический словарь естествознания
  48. киноискусствоКИНОИСКУССТВО эпистемологический аспектem универсальный мир искусства в столетии породивший и образцы массовой культуры и шедевры элитарного экспериментального характер...Энциклопедия культурологии
  49. киноискусствоКИНОИСКУССТВО эпистемологический аспект универсальный мир искусства в столетии породивший и образцы массовой культуры и шедевры элитарного экспериментального характера ...Энциклопедия Культурология XX век