Эстетика

ВОЗВЫШЕННОЕ

— категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, к-рые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи и масштабов не могут быть сразу полностью освоены об-вом, личностью, таят в себе огромные потенциальные силы. По отношению к этим непокоренным, порою грозным силам человек не свободен. Если прекрасное—сфера свободы, то В.— сфера относительной несвободы человека. В этом смысле В. выражает превосходство объекта по отношению к вос принимающему его индивиду. Объективными источниками Ввыступают величественные явления природы, всемирно-исторические перевороты, одухотворенная деятельность человека в переломные моменты общественного развития и его личной жизни. Представляя собой нечто исключительное, выходящее из ряда повседневных явлений жизни, то, что прерывает обыденное ее течение, В. вызывает чувство восторга или радости, к к-рому может примешиваться и чувство тревоги, даже страха. В то же время В. предполагает преодоление этих негативных эстетических эмоций и утверждение силы и могущества человека. Чувство восторга при восприятии В. порождается его масштабами и положительной общественной значимостью, страх — неосвоенностью явления, неподчиненностью человеческой воле. В зависимости от превалирования одного или др. объективного начала (масштабность, положительность или грозность, неосвоенность) и соответственно вызываемого ими чувства при эстетическом восприятии различают две разновидности В.— пафосно-величествен-ную его форму, приподнимающую человека, его достоинство, и грозно-устрашающую, подавляющую человека. Деятельность людей втягивает масштабные неосвоенные явления в сферу общественных отношений. Даже силы природы, несущие с собой разрушение, причиняющие бедствия людям, не лишаются глобальной перспективной положительной ценности для человеческого рода. Развитие об-ва, приближая человека к овладению этими силами, лишает их страшных, пугающих черт, раскрывает их подлинное величие, их дружественность, а не враждебность людям. Полное освоение явления, овладение им изменяет и его эстетическую характеристику: из В. оно становится прекрасным. В ходе развития об-ва сфера прекрасного расширяется за счет В., а поскольку расширение познанных и освоенных явлений открывает новые горизонты освоения, постольку, как это ни парадоксально, переход В. в прекрасное одновременно расширяет его сферу. Масштабы и мощь В. творений и деяний человека и об-ва таковы, что полное их освоение может быть лишь итогом целого исторического процесса. В. в иск-ве отражается в масштабных, пафосных (Пафос), монументальных формах (Монументальное искусство), особо интенсивными, яркими, приподнятыми средствами худож. выразительности. Теоретически В. сначала было осмыслено Цецилием (1в. н. э.) как стилистическая фигура риторики — в виде правил стиля, техники пафосной ораторской речи. Полемизируя с Цецилием в трактате «О возвышенном», Псевдо-Лонгин делает первый шаг к осмыслению В. как эстетической категории, что окончательно утвердилось в эстетике начиная с эпохи Просвещения. В истории эстетики можно выделить два подхода к характеристике В. Прежде всего, идущее от Берна противопоставление его прекрасному. Сосредоточив внимание на анализе структуры чувства В., Кант подчеркивает его сверхчувственный характер в противоположность прекрасному, свойственному упорядоченному опытом миру явлений. Если прекрасное, по Канту, нравится «без всякого интереса», то В.— «в силу своего противодействия интересу (внешних) чувств». Подразделение В. на два вида: математическое (масштабность по величине, количеству), связанное с теоретическим отношением к природе, с познанием, и динамическое (значительность по качеству, силе), связанное с желанием, с практическим отношением, отстаивал и Шиллер. В известной мере этот взгляд послужил теоретической основой романтического направления в иск-ве (Романтизм). Для др. подхода к осмыслению категории В. как определенной ступени прекрасного характерен историзм. Так, Винкельман рассматривает В. в качестве осн. признака пред-классического иск-ва Греции, К. Зольгер — как «устремление к красоте». Фр. эстетики XIX в. (Сурьо, Н. Жоффруа) видели в В. высшую форму прекрасного. Гегель связывал с В. эстетическую характеристику этапа движения абсолютного духа, мирового исторического процесса, к-рому соответствует романтическая стадия развития иск-ва, когда на первый план выходят поэзия и музыка. Эти виды иск-ва, В. в целом характеризуются, по Гегелю, превалированием идеи, духа над формой, материей. Он диалектически соотносит В. с прекрасным, особенно на классическом этапе развития иск-ва, где они выступают в синтезе. На романтическом этапе акцент перемещается на возвышенный характер, всемирно-историческую личность. Ложное истолкование В. у эпигонов Гегеля, как и вообще идеалистическая его трактовка, были подвергнуты критике в эстетике рус. революционных демократов. Пытаясь дать В. материалистическое обоснование, Чернышевский характеризовал его как «великое». Идеалистические теории в эстетике XX в. либо вовсе отрицают самостоятельное значение В. (Кроче), либо лишают его общественного содержания, сводя к антагонизму между величием природы и величием души человека, взятого вне времени (совр. фр. персонализм). Своеобразна т. зр. Гартмана, к-рый рассматривает В. как одну из характеристик эстетической ценности, как род прекрасного, относя его прежде всего к неизобразительным иск-вам — архитектуре и музыке. Марксистская эстетика синтезирует исследование структуры В. и исторических форм его проявления, связывая его с общественными идеалами и с наиболее полным раскрытием и проявлением сущностных сил человека. «Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов», которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное искаженное отображение самого человека»,— писал Энгельс (т. 1, с. 593—594).

  1. возвышенноезначительныйstrong с точки зрения этикаstrong высокий значительное с точки зрения этики цель. принципы идеалы чувства качества материи.возвышенный.святой чувство. л...Идеографический словарь русского языка
  2. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ эстетич. категория характеризующая внутр. значительность предметов и явлений несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения.По...Большая советская энциклопедия
  3. возвышенноеэстетическая категория характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения. Понят...Большая Советская энциклопедия II
  4. возвышенноекатегория эстетики характеризующая внутреннююзначительность величие предметов и явлений. Получила распространение вэстетике нач. вв. В античности возвышенное высокое ...Большой энциклопедический словарь II
  5. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ категория эстетики характеризующая внутреннюю значительность величие предметов и явлений. Получила распространение в эстетике нач. вв. В античности возвыше...Большой энциклопедический словарь III
  6. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ категория эстетики характеризующая внутреннюю значительность величие предметов и явлений. Получила распространение в эстетике нач. вв. В античности возвыш...Большой Энциклопедический словарь V
  7. возвышенноекатегория эстетики характеризующая внутреннюю значительность величие предметов и явлений. Получила распространение в эстетике начало веков. В античности возвышенное вы...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. возвышенноеОдна из главных категорий классической эстетики характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта как правило созерцательного характера в результа...Лексикон нонклассики
  9. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ см. Трагедия и Эстетика. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная литература.Под ред...Литературная энциклопедия
  10. возвышенноесм. Трагедия и Эстетика....Литературная энциклопедия II
  11. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ см. Трагедия и Эстетика....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  12. возвышенноеприставка ВОЗ корень ВЫШ суффикс ЕНН окончание ОЕ Основа слова ВОЗВЫШЕННВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный В...Морфемный разбор слова по составу
  13. возвышенноевозвышенное ср. разг. То что исполнено высокого значения содержания....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  14. возвышенноеасаты...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  15. возвышенноеErhabene...Русско-немецкий словарь по искусству
  16. возвышенноегреч.em hypsos лат. sublimitas. В теории античной литературы и искусства понятие В. приравнивалось к понятию прекрасного поскольку обоим присущи внутр. благородство серье...Словарь античности
  17. возвышенноевозвышенное сущ. колво синонимов категория просветленно Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы категория...Словарь синонимов II
  18. возвышенноеэстетич. категория характеризующая внутр. значительность предметов и явлений несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения. Понятие о В. ...Советский философский словарь
  19. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ категория эстетики характеризующая внутреннюю значительность величие предметов и явлений. Получила распространение в эстетике начало веков. В античности во...Современная энциклопедия
  20. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ категория эстетики характеризующая внутреннюю значительность величие предметов и явлений. Получила распространение в эстетике нач. вв. В античности возвыше...Современный энциклопедический словарь
  21. возвышенноеэстетическая категория выражающая сущность наиболее значительных событий или явлений которые вызывают у человека особое эстетическое чувство связанное с уважением восхище...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  22. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ ср. разговорное То что исполнено высокого значения содержания....Толковый словарь русского языка
  23. возвышенноеsublime erhabeneiузноснае...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  24. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ эстетич. категория характеризующая внутр.em значительность предметов и явлений несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения....Философская энциклопедия
  25. возвышенноеэстетич. категория выражающая такое отношение человека к предмету явлению при кром содержание объекта воспринимается как нечто несоизмеримое с масштабами индивида превосх...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. возвышенноеэстетическая категория характеризующая великое в природе в жизни и в изобразительном искусстве определяемое не количественными параметрами а своим эстетическим воздействи...Философский энциклопедический словарь II
  27. возвышенноеэстетическая категория характеризующая великое в природе в жизни и в изобразительном искусстве определяемое не количественными параметрами а своим эстетическим воздействи...Философский энциклопедический словарь
  28. возвышенноеВОЗВЫШЕННОЕ категория эстетики характеризующая внутреннюю значительность величие предметов и явлений. Получила распространение в эстетике нач. вв. В античности возвыш...Энциклопедический словарь естествознания
  29. возвышенноеВозвышенное Одна из главных категорий классической эстетики характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта как правило созерцательного характер...Энциклопедия культурологии