Энциклопедия Третьего рейха

ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

(Entartete Kunst), используемое нацистской пропагандой определение, отражавшее личную точку зрения фюрера, в адрес различных видов современного изобразительного искусства. Будучи несостоявшимся художником, Гитлер, имевший симпатии к реалистическим направлениям искусства, полностью отвергал любые современные формы и течения от экспрессионизма до кубизма, расценивая их как Vertallskunst - "вырождающееся искусство". В 1936 он поручил президенту Имперской палаты изобразительных искусств профессору Адольфу Циглеру возглавить специальную комиссию, которая должна была провести чистку более чем 100 музеев Германии с целью реквизировать все образцы декадентского искусства. Комиссия собрала 12890 произведений изобразительного искусства, из которых 700 было продано в Люцерне, принеся солидные валютные дивиденды для начавшей военное перевооружение Германии.Экспроприации подверглись полотна 112 художников, включая работы Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса. Сюда же попали полотна величайших европейских мастеров - Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна, Жерико, Ван Гога и др. 31 марта 1936 конфискованные полотна были продемонстрированы на Выставке дегенеративного искусства в Мюнхене. Она оказалась самой популярной экспозицией, когда-либо выставлявшейся в Третьем рейхе. Несмотря на язвительные сопроводительные надписи, предложенные нацистскими "искусствоведами": "Так больной разум видит природу" или "Немецкие крестьяне в еврейском стиле" и пр., свыше 2 млн. человек посетило выставку. Позднее, в марте 1939, около 5 тыс. из числа выставленных работ сгорело во время пожара в Центральном министерстве в Берлине. Проходившая одновременно выставка, названная Выставкой величайшего германского искусства, была составлена из одобренных властями полотен. Она проходила неподалеку в специально выстроенном по проекту придворного архитектора Пауля Людвига Трооста и личном участии Гитлера помещении - "Доме искусства" в Мюнхене. Здесь было выставлено около 900 работ, отобранных в основном Гитлером из представленных на утверждение 15 тыс. В день открытия власти организовали пропагандистское посещение выставки членами нацистской партии. Здесь был представлен напыщенный героизм, монументализм, слащавые сцены из сельской жизни, марширующие штурмовики с флагами, сбор урожая обнаженными "нордическими" девушками. Нацистские критики до хрипоты прославляли новое спартанское начало в здоровом германском искусстве, "очищенном от претенциозности и безумного хлама".

  1. дегенеративное искусствоот нем. Entartete Kunst уничижительныйтермин которым власти фашистской Германии обозначили авангардистскиенаправления и вообще весь художественный нонконформизм отгранич...Большой энциклопедический словарь II
  2. дегенеративное искусствоДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО от нем. Entartete Kunst уничижительный термин которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художестве...Большой Энциклопедический словарь V
  3. дегенеративное искусствоДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО от нем . Entartete Kunst уничижительный термин которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художестве...Современный энциклопедический словарь