Энциклопедия техники

ПАРУСНЫЕ СУДА

па́русные суда́
суда, приводимые в движение за счёт энергии ветра, приложенной к парусам. До сер. 19 в. парусные суда были главным средством обеспечения морских торговых и иных связей между странами. Начало использования человеком паруса для передвижения по воде уходит в доисторические времена.
Достоверные данные о судах прошлого относятся к 3—2-му тыс. до н. э. Эти суда были парусно-гребными, оснащались прямоугольными парусами и управлялись рулевыми вёслами. Возможности мореплавания парусных судов были ограниченны, т. к. прямоугольные паруса эффективны только при попутном ветре, и хотя римские и египетские пентеры имели 2–3 мачты для прямых парусов, их ходовые и маневренные качества обеспечивались гл. обр. за счёт большого числа гребцов. В Древней Греции торговые суда ходили под парусом, а вёсла применяли лишь для маневров в гавани; военные суда по-прежнему использовали только вёсла. Римские торговые парусные суда уже применяли как прямой, так и косой, т. н. латинский парус, позволявший судну идти против ветра и маневрировать. Крупные суда имели, кроме главной мачты (грот-мачты), ещё фок-мачту (носовую) и бизань-мачту (кормовую). Широкое применение латинский парус получил в Средиземноморье к 8–9 вв. К 5 в. появился кормовой руль, управляемый рычагом – румпелем. Параллельно развивалось и парусное судоходство в Юго-Восточной Азии. В Китае уже в 5–6 вв. строили трёх – и четырёхмачтовые плоскодонные джонки; так, в 1420 г. была построена шестимачтовая джонка «Чен Хэ» водоизмещением 3150 т, длиной 164 м.
В северных морях с 8 в. викинги использовали вёсельно-парусные ладьи с одним прямым парусом, норманны строили когги – также вёсельно-парусные суда. Парусное торговое судно 14 в.уже имело улучшенное парусное вооружение, округлую форму корпуса, кормовой руль. На крупных судах устанавливали 3–4 мачты с прямыми парусами, мелкие суда несли латинские паруса. В 15 в. крупнейшее грузовое судно – каракка, водоизмещением до 2000 т, было трёхмачтовым, и бизань-мачта несла латинский парус.
Греческое торговое парусное судно

15—19 вв. – эпоха Великих географических открытий, совершённых мореплавателями разных стран на парусных судах. Парусные суда отличались высокими мореходными качествами и могли совершать путешествия вокруг света. В 16 в. строили пинасы – трёхмачтовые суда водоизмещением от 150 до 800 т, галионы – военные суда с относительно длинным, острым корпусом, водоизмещением до 1000 т и без высоких надстроек, что позволяло этим судам ходить круче к ветру. В 18 в. стала обычной постройка парусных и военных судов водоизмещением до 2000 т (линейных кораблей до 5000 т), а торговых судов – водоизмещением до 600 т. Строятся трёхмачтовые фрегаты с вооружением до 60 орудий и корветы (20–30 орудий), двухмачтовые бригантины и бомбарды (10–20 орудий), шебеки и одномачтовые тендеры.
С 17 в. подводную часть корпусов судов покрывали медными листами для защиты от обрастания водорослями и ракушками, что заметно увеличивало скорость их движения. В 1849—75 гг. в разных странах строили наиболее совершенные парусные суда – клиперы. Скорость этих судов достигала 20 и более узлов. Корпуса последних клиперов делались композитными (с металлическими балками набора). Мачты также были металлическими, а стоящий такелаж для уменьшения сопротивления воздуха делался из проволоки.
Английский галион

Несмотря на конкуренцию со стороны судов с паровыми машинами, парусные суда всех типов (бриги, шхуны, барки) строили вплоть до нач. 20 в. В 1910 г. в США построено самое крупное в мире деревянное парусное судно – шестимачтовая шхуна «Вайоминг» водоизмещением 8.5 тыс. т, длиной 106.7 м, шириной 15.2 м, высотой борта 8.4 м. К 30-м гг. 20 в. использование парусных судов в торговых и военных целях прекратилось.
Современные парусные суда используются в учебных и спортивных целях, для туризма и отдыха. Часто на них дополнительно устанавливают вспомогательные двигатели внутреннего сгорания гл. обр. для маневрирования или передвижения при отсутствии ветра. Парусно-моторные суда – суда с двумя разными движителями, они могут эксплуатироваться как парусники, с убранными парусами или под парусами с работающим механическим движителем.
Английский клипер

Парусное судно несёт паруса на одной или нескольких мачтах. Носовая мачта – фок-мачта, средние – грот-мачты, кормовая – бизань-мачта. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. Паруса различают по форме и месту крепления. По форме паруса делятся на прямоугольные, трапециевидные и треугольные. Они могут крепиться верхним краем на рее (балке, подвешиваемой на мачте параллельно палубе или наклонно), одной из сторон на мачте, одной из сторон – на канате. Прямые паруса ставят поперёк судна и косые (треугольные) – вдоль судна. Косые паруса делятся на латинские, гафельные, кливера и стаксели. Латинские паруса, кливера и стаксели имеют треугольную форму, гафельные паруса – форму трапеции. При одинаковом числе мачт парусные суда различают в зависимости от типа парусов и характера их расположения на мачтах.
В кон. 20 в. появились высокоэффективные паруса новых конструкций для использования на транспортных судах. Управление такими парусами автоматизировано. Созданы проекты судов в трёх вариантах: моторные со вспомогательным парусом, моторно-парусные, парусные со вспомогательным двигателем. Опыт эксплуатации судов с такими парусами подтверждает целесообразность их применения.

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн.2006.


  1. парусные судаПрименение паруса стало первым использованием человеком энергии природной стихии воздуха. Паруса применялись около тысяч лет назад в Древнем Египте Финикии Китае и друг...100 знаменитых изобретений
  2. парусные судаПАРУСНЫЕ СУДА Sailing ships суда разных типов для движения которых используется энергия ветра производящего давление на парус. Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Госуд...Морской словарь
  3. парусные судаПАРУСА И ПАРУСНЫЕ СУДА I. . Рангоут и стоячий такелаж фрегата.em . Бушприт. .Утлегарь. . Бомутлегарь. . Фокмачта. . Форстеньга. . Форбрамстеньга. . Гротмачта. . Гротстень...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона