Энциклопедия техники

ОБРАТНАЯ СТРЕЛОВИДНОСТЬ

Обратная стреловидность
один из способов реализации эффекта скользящего крыла (см.Скольжения принцип) для уменьшения волнового сопротивления при околозвуковых скоростях полёта. В отличие от обычного крыла прямой стреловидности (КПС) у крыла О. с. (КОС) носки концевых сечений располагаются впереди носка корневого сечения (угол стреловидности отрицателен).
Характерной особенностью дозвукового обтекания КОС является возникновение срыва потока в корневой части крыла при сравнительно небольших углах атаки и практически безотрывное обтекание концевых частей КОС, что обеспечивает сохранение эффективности элеронов (см.Эффективность органов управления) до больших углов атаки.Развитие срывного обтекания в корневой части КОС может быть ослаблено установкой горизонтального оперения перед крылом (аэродинамическая схема «утка») или с помощью треугольного переднего наплыва крыла.
При сверхкритическом обтекании КОС (Маха число полёта больше критического M*) фронт скачка уплотнения, замыкающего местную сверхзвуковую зону в средней части крыла, располагается примерно вдоль линий равных процентов хорд крыла. Поэтому следует так профилировать КОС, чтобы замыкающий скачок располагался в задней части крыла, где линии равных процентов хорд имеют наибольшую стреловидность. Этого можно добиться применением для КОС сверхкритических профилей. В этом случае при заданном значении M*, КОС может быть выполнено с меньшим по модулю углом стреловидности по передней кромке, чем КПС, что приводит к повышению несущих свойств и аэродинамического качества крыла. Для КОС допустимы большие сужения крыла, чем для КПС. Применение КОС в схеме «утка» позволяет также получить более благоприятное распределение площадей поперечных сечений по длине летательного аппарата и тем самым уменьшить волновое сопротивление, обусловленное объёмом (см.Площадей правило). При взлёте и посадке концы КОС удаляются от земли при увеличении угла атаки, что повышает безопасность полёта. Рулевые поверхности КОС могут быть использованы в качестве так называемой безмоментной механизации крыла для создания приращений подъёмной силы без изменения продольного момента. Однако КОС более склонно к развитию дивергенции концов крыла. Применение в конструкции крыла композиционных материалов в сочетании со специальными конструктивно-силовыми схемами позволяет в значительной степени устранить этот недостаток КОС без существенного увеличения массы крыла.
В 1944 в Германии был построен опытный бомбардировщик с КОС Ju-287. В СССР в 1947—1948 проводились лётные исследования на имевшем пороховой ускоритель экспериментальном планёре ЛЛ-2 с КОС. В 1984 в США был создан экспериментальный самолёт с КОС Грумман Х-29А.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.Главный редактор Г.П. Свищев.1994.


  1. обратная стреловидностьaviatflche avant...Политехнический русско-французский словарь
  2. обратная стреловидностьsweep forward...Русско-английский аэрокосмический словарь
  3. обратная стреловидностьsweepforward возд....Русско-английский политехнический словарь
  4. обратная стреловидностьsweep forward...Русско-английский словарь по авиации
  5. обратная стреловидностьsweepforward...Русско-английский словарь по физике
  6. обратная стреловидностьangolo di freccia negativo in avanti...Русско-итальянский политехнический словарь
  7. обратная стреловидностьnegative Pfeilungsform...Русско-немецкий политехнический словарь
  8. обратная стреловидностьЭкспериментальный истребитель Х.обратная стреловидность один из способов реализации эффекта скользящего крыла см. Скольжения принцип для уменьшения волнового сопротивлен...Энциклопедия «Авиация» (1998)