Энциклопедия техники

М

М
1) марка (или первая буква в марке) самолётов «морского» назначения (гидросамолёты и самолёты-амфибии). Например, М-5, М-9, М-24 Д. П. Григоровича; М-10, М-12, МБР-2 (морской ближний разведчик) Г. М. Бериева; МТБ-2 (АНТ-44) — морской тяжёлый бомбардировщик А. Н. Туполева; МДР-6 (Че-2) — морской дальний разведчик И. В. Четверикова и другие.
2) Распространённое в СССР обозначение авиационного поршневого двигателя. Начиная с 1918 присваивалось поршневым двигателям, строившимся по иностранным образцам (в том числе М-1, М-2, М-4, М-5, М-6, М-17, М-22), модернизированным вариантам зарубежных моделей и оригинальным отечественным конструкциям. Развитие поршневых двигателей серии «М» связано с именами А. Д. Швецова (М-11, М-25, М-62, М-63, М-71, М-81, М-82 и другие), А. А. Бессонова (М-15, М-26), А. А. Микулича (М-34), В. Я. Климова (М-110, М-103, М-105, M-120TK), А. С. Назарова (М-85, М-86, М-87), С. К. Туланского (М-88), Е. В. Урмина (М-88Б, М-89, М-90) и других советских конструкторов. Переход к системе обозначения авиационных двигателей начальными буквами имени и фамилии конструктора относится к 1936, когда после успешного перелета экипажа В. П. Чкалова на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва — о. Удд приказом наркома тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе установленный на этом самолёте двигатель М-34 был переименован в ЛМ-34, Позднее подобные обозначения получили и поршневые двигатели других конструкторов (см.АШ, ВД, ВК, АИ), Обозначение «М» имеют поршневые двигатели, разрабатываемые Опытно-конструкторским бюро моторостроения.
3) марка самолётов, созданных под руководством В.М. Мясищева, возглавлявшего в течение своей творческой деятельности ряд конструкторских коллективов.
В 1934—1938 он руководил бригадой экспериментальных самолётов (КБ-6) в конструкторском отделе сектора опытного строительства Центрального аэрогидродинамического института, созданной по инициативе А. Н. Туполева. Первым самолётом, разработанным коллективом КБ-6, был торпедоносец-бомбардировщик АНТ-41 (Т-1) с двумя поршневыми двигателями ЛМ-34 (см.статью Ту). В середине 30-х гг. в целях внедрения передового опыта зарубежного самолётостроения в отечественное производство был приобретён ряд самолётов для лицензионной постройки. Среди них самолёт для гражданской авиации Дуглас DC-3 (США). Коллектив К-6 произвёл переработку конструкции этого самолёта применительно к отечественным нормам прочности, технологии и материалам, а также осуществил перевод размеров на метрическую систему. Впервые в СССР при его изготовлении применён плазово-шаблонный метод производства для крупной серии (было построено более 2000). Первоначально самолёт назывался ПС-84, затем Ли-2.
В конце 1939 Мясищев, который находился в заключении и работал в ЦКБ-29 НКВД, предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами, для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1939—1943. Самолёт , получивший название ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик, был построен с двумя поршневыми двигателями М-120 ТК. В акте о государственных испытаниях в 1942 отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16% и встроенными баками-кессонами, Створки бомбового люка длиной 5,7 м открывались внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 3 т. В 1943 на ДВБ-102 были установлены двигатели АШ-71. Летные испытания самолёта проводились до 1946.
Мясищев был назначен главным конструктором и руководителем опытно-конструкторского отдела завода №22 в Казани, выпускавшего пикирующий бомбардировщик Пе-2, и одновременно главным конструктором московского завода №482, где должна была проводиться доводка ДВБ-102. К этому времени скорость Пе-2, одного из основных бомбардировщиков периода Великой Отечественной войны, при переходе на массовое производство резко снизилась. Работы по улучшению местной аэродинамики Пе-2 были проведены под руководством М. (совместно с ЦАГИ). На самолёте были также установлены более мощные двигатели, модифицирована турельная пулемётная установка, для снижения пожароопасности применена система нейтрального газа, упрощена технология изготовления. Скорость полёта увеличилась с 480 до 540 км/ч. Самолёту присвоено обозначение Пе-2Б.
В начале 1944 разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 т для разрушения мощных оборонительных укреплений. Применение двигателей ВК-107А, уменьшение экипажа по сравнению с Пе-2 с 3 до 2 человек (благодаря электродистанционному управлению стрелковой установкой), улучшение аэродинамики — всё это позволило достичь скорости 656 км/ч на высоте 5650 м. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных самолётов-бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС. В начале 1946 опытное конструкторское бюро Мясищева на заводе №482 было расформировано, была прекращена и его конструкторская деятельность в Казани.
В 1951 Мясищев возглавил Опытно-конструкторское бюро №23, образованное для разработки стратегического реактивного бомбардировщика. Опыт проектирования и постройки таких самолётов практически отсутствовал. Необходимо было создать самолёт со скоростью, высотой к дальностью полёта значительно большими, чем у существовавших тяжёлых самолётов того времени. Впервые в отечественном самолётостроении при создании самолётов подобного класса были предложены и внедрены аэродинамически чистое тонкое стреловидное крыло без надстроек, размещение двигателей в наплывах корневой части крыла, шасси велосипедной схемы. Для сокращения разбега применялось «вздыбливание» передней пары колёс тележки передней стойки шасси, что увеличивало угол атаки перед отрывом. В системах управления элеронами и рулями применены бустеры (из-за роста шарнирных моментов на органах управления). В целях снижения массы конструкции широко использованы большегабаритные поковки, магниевое литьё. Самолёт, оснащённый четырьмя турбореактивными двигателями ЛМ-3 и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после организации опытного конструкторское бюро. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе «штанга — конус», разработанная совместно с опытным конструкторским бюро С. М. Алексеева. Позже на базе М-4 создан самолёт-заправщик.
Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт 3М — реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя турбореактивными двигателями 5Д-7Б. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика, изменена компоновка, кабина экипажа стала меньше (численность экипажа уменьшилась на одного человек). На самолётах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов.
В 1959 совершил первый полёт самолёт М-50 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец с четырьмя турбореактивными двигателями. Трудности проектирования, вызванные отсутствием опыта разработки подобных самолётов: компоновка бомбового отсека к велосипедного шасси в длинном тонком фюзеляже и топливных баков в тонком (с относительной толщиной 3%) треугольном крыле малого удлинения. Наряду с разработкой новых методов проектирования было реализовано много оригинальных конструктивных решений. Сконструирован автомат центровки, перекачивающий топливо из передних баков фюзеляжа в задние при переходе на сверхзвуковую скорость полёта. При этом обеспечены устойчивость и управляемость самолёта в аварийных ситуациях (при нарушении работы системы перекачки или резком снижении скорости). Разработана очень «плотная» компоновка — в самолёте удалось разместить большое количество топлива. На самолёте предусмотрена полностью автоматизированная электродистанционная система управления. В конструкции планёра впервые широко применены большегабаритные монолитные прессованные панели, что обеспечило необходимое качество аэродинамических поверхностей и снижение массы благодаря уменьшению протяжённости стыков. Из-за сложности конструктивной схемы впервые применены металлические конструктивно-подобные модели для испытаний в аэродинамических трубах и летных испытаний.
В 1960 ОКБ-23 было переведено на ракетно-космическую тематику, и работы Мясищева в самолётостроении вновь были прерваны. В 1967 он возвращается к конструкторской деятельности в качестве генерального конструктора Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ), которому в 1981 присвоено его имя. Под руководительством Мясищева на ЭМЗ проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта самолётов за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов и другие, а также выполнялись разработки самолётов. В 1981 совершил первый полёт специализированный самолёт-носитель, созданный на базе бомбардировщика 3М. Этот самолёт, получивший впоследствии обозначение ВМ-Т «Атлант», предназначался для транспортировки с заводов-изготовителей на космодром Байконур элементов конструкции ракеты-носителя «Энергия» массой до 40 т и диаметром 8 м и космического корабля многоразового использования «Буран». Перевозка грузов осуществляется на «спине» самолёта «Атлант», причём размеры грузов в два с лишним раза превосходят диаметр фюзеляжа самолёта-носителя. «Атлант» по существу представляет собой новый самолёт: полностью изменены конструкция фюзеляжа, система управления, усилено крыло, установлены более мощные двигатели, без доработки остался только каркас кабины экипажа. Для повышения устойчивости и предотвращения бафтинга вместо однокилевого вертикального оперения применено разнесённое двухкилевое с большими килями-шайбами. В процессе проектирования самолёта ВМ-Т «Атлант» впервые в мировом и отечественном авиастроении решены проблемы создания компоновки, обеспечивающей эксплуатацию в пяти разных конфигурациях (с четырьмя различными видами грузов и без груза).
В 1982 совершил первый полёт созданный на ЭМЗ дозвуковой высотный самолёт М-17 «Стратосфера», разработка которого была начата под руководительством Мясищева. В 1990 на этом самолёте установлено более 20 мировых рекордов высоты и скорости полёта и скороподъёмности.
Развитием М-17 стал самолёт «Геофизика» — один из немногих в мире, позволяющий проводить научные исследования в атмосфере и стратосфере на высоте до 20 км. Большая высота и продолжительность полета создают исключительные возможности для выполнения задач, требующих наблюдения за обширными участками земной поверхности. Самолет может быть использован для картографирования, исследования природных ресурсов, оценки урожая и использования земель, обнаружения очагов лесных пожаров, наблюдений за районами стихийных бедствий, поиска пропавших и терпящих бедствие самолётов и судов, астрономических и астрофизических исследований и др.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.Главный редактор Г.П. Свищев.1994.


  1. м1денежный агрегат M в Великобритании показатель денежной массы включающий наличные деньги в обращении плюс стерлинговые счета до востребования частного сектора в банках в...Словарь акронимов и аббреиатур, используемых в банковской и финансовой деятельности
  2. мmeter...Analytical Chemistry (Ukr-Eng)
  3. ммужской род...Аббревиатуры
  4. мМ четырнадцатая буква русского алфавита. По своему начертанию буква М почти не отличается от М мыслите старославянского кирилловского алфавита восходящей к М греч. унциал...Большая советская энциклопедия
  5. мРазвитие ряда отделов совр. математики привело к дальнейшим обобщениям созданию т. н. абстрактной теории меры. При этом М. м. определяют аксиоматически. Пусть U iпроизв...Большая советская энциклопедия
  6. мчетырнадцатая буква русского алфавита. По своему начертанию буква М почти не отличается от мыслте старославянского кирилловского алфавита восходящей к греческого унциал...Большая Советская энциклопедия II
  7. м. мужской род maschile . метр metro Итальянорусский словарь. Синонимы буква...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. ммужской род MaskulinumСинонимы буква...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. м100НА МЕСТАХPrepPu Invaruadvuin the outlying regions provincial organizations institutions as opposed to the central regions organizations institutionsat the local levelin ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  10. м101ВС НА СВОМ МЕСТЕ у кого highly collu approvuVPu subj.u with бытьеusu.u pres rare pastfixed WOu usu.u of a woman having an attractive physique wellproportioned wellbuilt...Большой русско-английский фразеологический словарь
  11. м107ПРОВАЛИТЬСЯ МНЕ НА ЗТОМ МЕСТЕЧТОБ МНЕ ПРОВАЛИТЬСЯ НА ЗТОМ МЕСТЕПРОВАЛИСЬ Я all highly colluInterjuthese forms onlyfixed WOu an oath used by the speaker to emphasize the t...Большой русско-английский фразеологический словарь
  12. м1МАГ И ВОЛШЕБНИК usu.u humoruNPuusu.u subjcomplu with бытье subju humanmay be used as an exclamationfixed WOu a person who does everything easily and adroitly who performs...Большой русско-английский фразеологический словарь
  13. м10РАЗЛЮЛЙ МАЛИНА substandu approvuNPusubjcomplu with бытье subju usu.u жить жизнь or advualso used as Interjufixed WOu sth.u is very good wonderful sth.u is going is do...Большой русско-английский фразеологический словарь
  14. м110БОЛЬНОЕ МЕСТО чь для кого кого у когоNPusing onlyusu.u obju or compl of copula with subju inanimufixed WOu a very sensitive vulnerable aspect of s.o.u or sth.u a matter t...Большой русско-английский фразеологический словарь
  15. м111ЗЛАЧНОЕ МЕСТО humoru or ironuNPufixed WOu except when used as VPu subj.u with copula a place where there is much drinking indulgence in debaucherybawdy placeseedy hangout...Большой русско-английский фразеологический словарь
  16. м11МАЛО ЛИAdvPuInvaruadvu or premodif . \М кто что где когда как какой и т. п. many different people things places times ways kinds etcu and it may not be especially relevan...Большой русско-английский фразеологический словарь
  17. м117HE МЕСТО где often здесь тутNPuimpersu predicu with бытьеusu.u pres . кому it is inappropriate wrong for s.o.u to be in the place or among the people in question Xy здес...Большой русско-английский фразеологический словарь
  18. м170КАК ОДНА МИНУТА пролететь пройти как NPuInvaruadvuusu.u used with pfvu verbsfixed WOu of a period of time usu.u denned by some event occasion etcu to pass very quickly u...Большой русско-английский фразеологический словарь
  19. м17САМАЯ МАЛОСТЬ colluNPufixed WOu . \М чего subju or obju a very small amount of sth.u a tiny the tiniest bitjust a tadhardly any. . accus onlyadvuto a small extenta tiny...Большой русско-английский фразеологический словарь
  20. м177ОДНУ МИНУТУ МИНУТКУ МИНУТОЧКУ СЕКУНДУ СЕКУНДОЧКУ! colluindep.u sentthese forms onlyfixed WOu a request to wait a little stop etcu just a moment a minute!one moment!wait a...Большой русско-английский фразеологический словарь
  21. м171МИНУТА В МИНУТУСЕКУНДА В СЕКУНДУNPuthese forms onlyadvufixed WOu exactly precisely at a fixed timeto the minuteon the dotright on timeat.sharpon the nose.Ровно через две ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  22. м70СРАЖАТЬСЯ ВОЕВАТЬ С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИVPusubju humanthe verb may take the final position otherwise fixed WOu to expend ones strength abilities uselessly fighting imagin...Большой русско-английский фразеологический словарь
  23. м7ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА colluPrepPuInvaruusu.u nonagreeing postmodifuusu.u used after все все люди etcufixed WOu . everyone regardless of age absolutely everyoneyoung and old a...Большой русско-английский фразеологический словарь
  24. м71САМОЕ МЕНЬШЕЕ МАЛОЕAdjPuthese forms onlyused as a restr markerfixed WOu not less than the amount or thing namedat leastat the very leastnothing short of.Ремонт дачи вам о...Большой русско-английский фразеологический словарь
  25. м77ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИПО ВОЗМОЖНОСТИПО СИЛЕ ВОЗМОЖНОСТИ lituPrepPuthese forms onlysent advu occas.u parenthu fixed WOu to whatever degree is possible one can etcu to whatev...Большой русско-английский фразеологический словарь
  26. мсокращениеemметрм...Большой русско-украинский словарь
  27. мскорочення...Большой украинско-русский словарь
  28. ммарка советских самолетов разработанных под руководством В. М.Мясищева....Большой энциклопедический словарь II
  29. мМ четырнадцатая буква русского алфавита восходит к кириллической букве M мыслете имевшей кроме звукового также цифровое значение ....Большой энциклопедический словарь III
  30. мМ марка советских самолетов разработанных под руководством В. М. Мясищева....Большой энциклопедический словарь III
  31. мМ четырнадцатая буква русского алфавита восходит к кириллической букве M мыслете имевшей кроме звукового также цифровое значение ....Большой Энциклопедический словарь V
  32. мМ марка советских самолетов разработанных под руководством В. М. Мясищева....Большой Энциклопедический словарь V
  33. мневдм.i с.i Смнадцята лтера укранського алфавту на позначення приголосного звука м вимовляться ем....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  34. ммарка самолтов созданных в ОКБ В.М. Мясищева....Военный энциклопедический словарь
  35. мСм. МОХО.Геологический словарь в х томах. М. Недра.Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др. буква...Геологическая энциклопедия
  36. мI. М Istrong m. ampLT mtre m. устар. В сокращениях обозначение метраem. Производство водорода в Меране Италия будет доведено до . msup в день. Природа . М IIstrong mil...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  37. мем. Як назва лтери вживаться в с. р. заголовне м як назва звука вживаться в ч. р. мякий м твердий м....Літературне слововживання
  38. мем.em Як назва лтери вживаться в с. р. заголовне мem як назва звука вживаться в ч. р. мякий м твердий м....Літературне слововживання
  39. мсм.em эм.Синонимы буква...Малый академический словарь
  40. мНачальная форма М неизменяемое мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  41. мм буква Четырнадцатая буква русского алфавита....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  42. мТринадцатая буква английского и еврейского алфавитов и двадцать четвертая в арабском. В римских цифрах эта буква означает а с чертой над ней М миллион. В еврейском алфа...Религиозные термины
  43. мбуква мыслете согласная в русской азбуке четырнадцатая в церковном счислении означает сорок а со знаком сорок тысяч.Источник Энциклопедия Русская цивилизация буква...Русская энциклопедия
  44. мметр мужской родСинонимы буква...Русский орфографический словарь
  45. мmetro...Русско-итальянский автомобильный словарь
  46. мIstrong сокр. от метрmetro IIstrong сокр. от милли.milli. m...Русско-итальянский политехнический словарь
  47. мIstrong сокр. от магнетоmagnete macchina magnetoelettrica a tensione alternata IIstrong сокр. от манометрmanometro IIIstrong сокр. от масштабscala IVstrong сокр. от Мах ч...Русско-итальянский политехнический словарь
  48. мсокр. от метр...Русско-итальянский экономический словарь
  49. м...Русско-персидский словарь
  50. мботu ido mu loto mu ltus mu Синонимы буква...Русско-португальский словарь
  51. мm psmeno...Русско-чешский словарь
  52. мМ Авторы по алфавиту Мstrong Мабли Габриэль Mably Мазарини Джулио Mazarini Макаренко А.С. Макгрегор MacGregor Макиавелли Никколо Machiavelli Макинтош Чарлз Mackintosh...Сводная энциклопедия афоризмов
  53. мampLT кириллич. М мыслетея буква русского алфавита.Синонимы буква...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  54. мм см. моль.Источник Микробиология словарь терминов Фирсов Н.Н. М Дрофа г. Синонимы буква...Словарь микробиологии
  55. мНастоящее имя Межевичu Василий СтепановичПериодические изданияi Северная Пчела Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деяте...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  56. мм предл колво синонимов буква Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы буква...Словарь синонимов II
  57. мМ невдм. с.Смнадцята лтера укранського алфавту на позначення приголосного звука м вимовляться ем....Словник української мови у 20 томах
  58. мМ марка советских самолетов разработанных под руководством В. М. Мясищева.М коммерческая программа телевидения Франции. Основана в Париж. Специализируется на развлекател...Современный энциклопедический словарь
  59. мМ четырнадцатая буква русского алфавита восходит к кириллической букве M мыслете имевшей кроме звукового также цифровое значение ....Современный энциклопедический словарь
  60. мМак видеть или есть душевная тоска легкое умопомешательство....Сонник Соломона
  61. мбуквенное обозначение серии пассаж. паровозов с перегревателем и простой цилиндровой машиной кратного расширения типа с диаметром движущих колес мм emи сцепным весом ...Технический железнодорожный словарь
  62. мМ М произн. м или эм. См. эм....Толковый словарь русского языка II
  63. мMИMAHC ам. Сокращение мимический ансамбль группа мимов....Толковый словарь русского языка
  64. мневдм. с. Смнадцята лтера укранського алфавту на позначення приголосного звука м вимовляться ем....Толковый словарь украинского языка
  65. мскороч. вдem метро the underground metro амер.em subway tubeскороч. вдem метр m metre амер.em meter...Українсько-англійський словник
  66. мспецсл. прослушивание телефонноеСинонимы буква...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  67. мSkrt м m metr m...Универсальный русско-польский словарь
  68. мСинонимы буква...Химическая энциклопедия
  69. м1денежный агрегат включающий монеты бумажные деньги и депозиты до востребования....Экономический глоссарий ЕкФАК Киевского университета им. Тараса Шевченко
  70. мМ марка советских самолетов разработанных под руководством В. М. Мясищева....Энциклопедический словарь естествознания
  71. мМ четырнадцатая буква русского алфавита восходит к кириллической букве M мыслете имевшей кроме звукового также цифровое значение ....Энциклопедический словарь естествознания
  72. мтринадцатая буква русской азбуки обозначающая согласный носовой см. губногубной звук звонкий и глухой. Звонкое мem имеется в начале внутри и в конце слов между и перед г...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  73. мМ марка или первая буква в марке самолтов морского назначения гидросамолты и самолтыамфибии. Например М М М Д. П. Григоровича М М МБР морской ближний разведчик Г. М. Бе...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  74. мчетырнадцатая буква др.русск. алфавита числовое знач. М . Др.русск. цслав. название мыслите см. Срезн. II . См. мысль....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  75. мм четырнадцатая буква др.русск. алфавита числовое знач. М . Др.русск. цслав. название мыслите см. Срезн. II . См. мысль....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)