Энциклопедия техники

КА

Ка
марка вертолётов, созданных в ОКБ, возглавлявшемся Н. И. Камовым (см.Ухтомский вертолётный завод имени Н. И. Камова). Вертолёты, созданные под руководством его преемника С. В. Михеева, имеют также марку Ка , ОКБ специализируется на разработке вертолётов соосной схемы — двухвинтовых вертолётов с расположением несущих винтов (НВ) на одной оси и вращающихся в противоположные стороны. Основные данные вертолётов смотри в таблице 1.
Соосная схема вертолёта всегда привлекала внимание рациональным использованием мощности двигателя (из-за отсутствия её потерь для компенсации реактивного крутящего момента НВ), хорошими манёвренными свойствами и малыми габаритными размерами. В начале 40-х гг. эта схема была наиболее распространённой среди экспериментальных конструкций вертолётов, однако отсутствие в те годы разработанной теории аэромеханики соосного винта и встретившиеся проблемы при его создании и доводке заставили многих конструкторов отказаться от неё.
Развитие ОКБ началось с создания одноместного корабельного вертолёта Ка-10 (1949) для связи и наблюдения, положившего начало производству вертолётов соосной схемы. По компоновочной схеме Ка-10 практически не отличался от своего предшественника — одноместного экспериментального вертолёта Ка-8 (первый полёт в 1947), над которым Камов с небольшой группой энтузиастов работал в Центральном аэрогидродинамическом институте с 1945. На новом вертолёте вместо мотоциклетного двигателя М-76, форсированного до мощности 28—31 кВт, был установлен специально спроектированный авиационный четырёхцилиндровый поршневой двигатель АИ-4В.Пилотажные особенности вертолётов соосной схемы оказались очень хорошими для взлёта и посадки на качающиеся палубы ограниченных размеров. Работы по созданию и лётно-морским испытаниям вертолёта Ка-10 и его модификации Ка-10М, в процессе которых впервые в СССР били выполнены взлёты и посадки с палубы корабля (1950), стали и началом создания корабельных вертолётов. Ограниченные возможности небольшого одноместного вертолёта безфюзеляжной конструкции (мог перевозить только лётчика) помешали Ка-10 стать первым серийным вертолётом ОКБ. Им стал новый двухместный корабельный вертолёт Ка-15 с поршневым двигателем АИ-14В. Основные принципы создания соосных НВ и управления ими остались такими же, как на Ка-10М, но диаметр НВ был увеличен до 9,96 м. Вертолёт предназначался для выполнения ряда задач в интересах кораблей Военно-морского флота. На его базе разработаны учебный вариант УКа-15 и модификации для народного хозяйства Ка-15М и Ка-18. На Ка-15 установлено 2 мировых рекорда.
Создание в СССР океанского флота потребовало дальнейшего развития корабельных вертолётов, способных решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, траления мин, спасательных работ и др. Эти задачи требовали от ОКБ создания вертолёта, значительно превосходящего своего предшественника по массе, скорости и другим показателям. Новый корабельный вертолёт Ка-25 был показан в 1961. Высокие качества вертолёта были продемонстрированы в 1974 при разминировании Суэцкого канала. При создании нового поколения корабельных вертолётов успешно были решены такие технические проблемы, как создание системы автоматической стабилизации вертолёта и частоты вращения НВ в полёте, защита от «земного резонанса», посадка на качающуюся палубу. Одновременно была отработана система автоматизированного складывания лопастей НВ для уменьшения габаритов вертолёта при хранении, создано несколько специальных комплексов целевого оборудования с радиолокационными станциями для выполнения разнообразных задач, решена проблема совместимости — взаимной приспособленности вертолёта и корабля-носителя. Специфические условия базирования и применения корабельных вертолётов оказали влияние не только на выбор конструктивных решений, но и на систему обслуживания вертолёта, подготовки его к полёту. Наличие на борту Ка-25 радиолокационных станций, комплексов разнообразного радиоэлектронного оборудования позволили в конце 1978 успешно выполнить впервые в истории освоения Арктики операцию по проводке атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи.
В начале 70-х гг. был создан многоцелевой корабельный вертолёт Ка-27 для замены Ка-25. Вертолёт выполнен по соосной схеме с двумя газотурбинными двигателями, имеет четырёхстоечное шасси, двухкилевое оперение, оборудован системой складывания лопастей и аварийными надувными баллонетами. При большей (примерно в 1,5 раза) взлётной массе по сравнению с Ка-25 он имеет те же габариты и, следовательно, занимает то же «жизненное пространство» на корабле-носителе. Высокая энерговооружённость обеспечивает применение вертолёта в широком диапазоне повышенных температур наружного воздуха в условиях высокой влажности, то есть эффективное решение задач во всех акваториях Мирового океана. Ка-27 оснащён радиолокационной станций, ЭВМ и современными комплексами пилотажно-навигационного, радиосвязного и специального оборудования. Обеспечен высокий уровень автоматизации полётов, что позволяет эффективно выполнять боевые задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших удалениях от корабля базирования, Несмотря на значительную взлётную массу Ка-27 не утратил основного качества, присущего вертолётам соосной схемы, — высокой манёвренности и простоты управления. Ка-27 послужил базой для создания несколько модификаций, которые находятся на вооружении ВМФ или разрабатываются: вертолёта Ка-28, являющегося дальнейшим развитием Ка-27; Ка-27ПС — для поисково-спасательных работ (оснащён поисковой радиолокационной станцией и другим оборудованием поиска и спасания терпящих бедствие на воде); транспортно-боевой Ка-29 (оснащён оборудованием и вооружением для борьбы с танками). В 80-х гг. создан боевой высокоманёвренный Ка-50 для поддержки сухопутных войск.
Второе направление в деятельности ОКБ — создание вертолётов для народного хозяйства. Первые в ОКБ вертолёты для этих целей (Ka-15М и Ка-18) были созданы на базе корабельного вертолёта Ка-15 с той же несущей системой и силовой установкой. Ка-15М отличался от Ка-15 набором сменных подвесных кассет (для перевозки почты, мелких грузов) и специальных гондол для больных, укомплектовывался оборудованием для сельскохозяйственных работ (подвесные бункеры для химикатов и агрегаты для их разбрызгивания или распыления). На Ка-18 по сравнению с Ка-15 была удлинена и расширена кабина, вмещающая лётчика и трех пассажиров или больного на носилках. В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе за оригинальность конструктивного решения вертолёт Ка-18 был отмечен золотой медалью. Вертолеты Ка-15М, Ка-18 нашли широкое применение на авиационно-химических работах. Однако малая грузоподъёмность и низкая весовая отдача этих вертолётов отрицательно сказывались на их экономических показателях и рентабельности применения в связи с возросшим объёмом авиационно-химических работ в начале 60-х гг. Поэтому перед ОКБ была поставлена задача создания высокоэффективного специализированного вертолета для сельского хозяйства. С учётом сезонности сельскохозяйственных работ конструкция вертолёта должна была обеспечивать возможность переоборудования его для выполнения других работ.
Ка-26 — многоцелевой вертолёт с двумя поршневыми двигателями М-14В26, трехлопастными соосными НВ, двухкилевым оперением и четырёхопорным неубирающимся шасси. Созданию различных по назначению вариантов способствовало применение на Ка-26 необычного конструктивно-компоновочного решения фюзеляжа в виде «летающего шасси». Такая схема и комплекты различного быстросъёмного навесного оборудовали (пассажирская кабина, грузовая платформа, аппаратура для опрыскивания и внесения минеральных удобрений и др.) позволяют в течение 1,5—2 ч бригаде из 3 человек переоборудовать вертолёт из одного варианта в другой. К конструктивным особенностям вертолета (кроме схемы «летающего шасси» и двухдвигательной силовой установки с размещением поршневых двигателей в гондолах по бокам фюзеляжа следует отнести широкое применение стеклопластика из которого изготовлены не только различные обтекатели, капоты, пол кабины, бункер для химикатов, но и такие важнейшие элементы конструкции, как лопасти НВ. По сравнению с широко распространенными цельнометаллическими лопастями с прессованным лонжероном такие лопасти имеют значительно больший ресурс. Стеклопластиковые лопасти, конструкция и технология изготовления которых были разработаны ОКБ и запатентованы в пяти странах (США, ФРГ, Великобритания, Франция и Италия), позволили существенно поднять коэффициент полезного действия НВ и обеспечить стабильность его аэродинамических характеристик в различных климатических условиях. Конструкция и технология изготовления лопасти вертолёта Ка-26 стали типовыми в ОКБ для вертолётов различных весовых категорий и назначения. При проектировании Ка-26 была решена проблема создания простого и лёгкого в управлении и пилотировании вертолёта, обладающего высокой экономичностью. Эти качества обеспечили широкое применение Ка-26 в СССР и за рубежом, особенно в варианте для сельского хозяйства. Высокие пилотажные и манёвренные качества и отличный обзор из кабины оказались весьма важными для новой сельскохозяйственной специализации вертолёта. Ка-26 отличают необходимый комфорт и низкий уровень вибраций в кабине пилота. При проведении работ с токсичными химикатами на вертолёте устанавливаются сепаратор-нагнетатель с химическим фильтром, обеспечивающим подачу очищенного воздуха в кабину экипажа, и системы для создания избыточного давления, предотвращающего попадание химикатов в кабину, и для охлаждения воздуха. Ка-26 — первый отечественный вертолёт, получивший сертификат по американским нормам лётной годности (FAR-29) в качестве вертолёта категории «В». Ка-26 эксплуатируются в Японии, ФРГ и многих других странах. Вертолёт имеет около 8 комплектов сменного оборудования, позволяющего использовать его во многих вариантах применения. На Ка-26 установлено 5 мировых рекордов.
Ка-25К — транспортный вертолёт с двумя двигателями ГТД-Зф, трёхлопастными соосными винтами и четырёхопорным шасси. Отличительные конструктивные особенности — силовая установка (включающая трансмиссию, втулки НВ с системой управления, двигатели с обеспечивающими системами), выполненная в виде единого легкосъёмного агрегата, и съёмная кабина оператора, устанавливаемая в носовой части фюзеляжа. Оператор управляет вертолётом при проведении монтажно-крановых работ. Такой принцип разделения функций экипажа по управлению вертолётом значительно сокращает время, повышает точность и безопасность выполнения монтажных работ. Для стабилизации груза на внешней подвеске в ОКБ разработана специальная система, состоящая из четырёхстепенного автопилота дифференциальной схемы (с датчиками положения троса), которая обеспечивает устойчивое и определенное положение груза относительно вертолёта, исключает его раскачивание на всех режимах полёта и облегчает лётчику управление вертолётом. На Ка-25К был выполнен перелёт Москва — Париж — Москва (1967). Ка-25К, базируясь на атомном ледоколе «Сибирь», в 1979—1990 принимал участие в обеспечении навигации судов. Вертолёт рассчитан на перевозку 2 т груза на внешней подвеске.
Ка-32 выполнен по традиционной для ОКБ схеме с трёхлопастными соосными винтами, компактным фюзеляжем, хвостовым оперением с двумя килевыми шайбами и четырехопорным шасси. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3-117, размещённых на фюзеляже впереди редуктора НВ. При создании вертолёта широко использованы полимерные композитные материалы, в частности прямоугольные в плане лопасти целиком выполнены из них. Ка-32, способный поднять на внешней подвеске груз 5 т, предназначен для перевозки грузов, монтажа опор, вывозки древесины, проводки караванов судов по Северному морскому пути. На Ка-32 установлено 8 мировых рекордов.
Ка-126 — многоцелевой вертолёт, представляющий собой модернизацию вертолёта Ка-26, на котором два поршневых двигателя заменены одним газотурбинным TBO100. Двигатель установлен на фюзеляже позади оси НВ. Замена двигателей при сохранении конструктивно-компоновочной схемы вертолёта как «летающего шасси» позволила увеличить массу полезной нагрузки благодаря снижению массы силовой установки, увеличить максимальную скорость полёта в результате уменьшения вредного сопротивления силовой установки и повысить комфортность в кабине путём снижения уровня вибраций и шума. По вариантам применения и конструктивно-технологическому решению основных агрегатов с широким применением стеклопластика вертолёт аналогичен своему предшественнику.
С целью исследования научных, проектировочных и конструктивных проблем повышения скорости полёта винтокрылых летательных аппаратов в 50-х гг. ОКБ, продолжая работы по развитию вертолётов соосной схемы, обратилось к созданию аппарата нового типа — винтокрыла. Ка-22 — экспериментальный транспортный винтокрыл с двумя газотурбинными двигателями (первоначально ТВ-2-ВК, а затем Д-25ВК), двумя четырёхлопастными тянущими воздушными винтами диаметр 5,7 м, двумя НВ диаметром 22 м, высокорасположенным крылом и трёхопорным неубирающимся шасси с носовым колесом. Гондолы с двигателями располагались под крылом на его концах. Над крылом в гондолах были установлены редукторы для привода НВ. Таким образом, винтокрыл Ка-22 представлял собой комбинацию вертолёта с поперечным расположением НВ и самолёта. НВ используются для создания подъёмной силы и управления винтокрылом на висении и малых скоростях, а крыло и самолётное оперение служат для тех же целей на больших скоростях. При полёте с высокой скоростью на тянущие винты, предназначенные для создания горизонтальной тяги, передаётся вся мощность двигателей. В процессе испытаний на Ка-22 был получен обширный экспериментальный материал по аэродинамике и прочности лопастей, по устойчивости и управляемости аппарата, по работе турбовинтовых двигателей и системы его регулирования на винтокрыле (в сочетании с несущим и тянущим винтами) и другим проблемам. В 1961 Ка-22 принял участие в воздушном параде в Тушине; в том же году на нём были установлены 8 мировых рекордов в классе комбинированных летательных аппаратов.
Наряду с разработкой винтокрылых летательных аппаратов предприятие занималось проектированием и постройкой аэросаней; их основные данные смотри в таблице 2.
Аэросани «Север-2» были спроектированы с использованием кузова и шасси автомобиля ГАЗ-20 «Победа» и толкающего трёхлопастного винта реверсивного типа (диаметр 3,5 м). Выпускались серийно в 1959—1963 и эксплуатировались Министерством связи СССР. Опыт их эксплуатации показал недостаточные вместимость и прочность стального автомобильного кузова в специфических условиях снежного бездорожья. Аэросани Ка-30 спроектированы с теми же силовой установкой и толкающим винтом. Цельнометаллический несущий кузов, выполненный по авиационной технологии, обеспечивал необходимую прочность при малой массе. Это позволило повысить его вместимость до 10 человек. С целью уменьшения трения были разработаны лыжи с полиэтиленовым покрытием подошв. Хорошие ходовые и эксплуатационные качества Ка-30, удобство размещения водителя, грузов и пассажиров обеспечили их широкое применение в снежных бездорожных районах страны (на Дальнем Востоке, в Якутии и другие). На базе Ка-30 разработаны вариант на поплавках для летней эксплуатации на реках и санитарный вариант Ка-30С.


Табл. 1 — Вертолеты Ухтомского вертолётного завода имени Н. И. Камова

Табл. 2 — Аэросани Ухтомского вертолётного завода

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.Главный редактор Г.П. Свищев.1994.


  1. каБрахма Вишну Купидон Огонь Ветер Яма Солнце Дух Король соединение павлин птица ум тело время облако звук волосы свет богатство радость....Yoga Vedanta Dictionary
  2. каСонгха река во Вьетнаме в ДРВ истоки в Лаосе. Длина около км.em В верховьях пересекает отроги хребта Чыонгшон в низовьях течт по приморской равнине впадает в залив Бакбо...Большая Советская энциклопедия II
  3. качаст. разг. при повелительном наклонении перев. поразному dai su встанька alzati un po su dai alzati! ступайка! vattene! via! Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. качастица при повел. наклоненииem einmal doch или не переводится дайка мне эту книгу gib mir mal dieses Buch при будущем времени для выражения намеренияem doch пойдемка по...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. кака частица . при повел. наклон. einmal doch или не переводится дайка мне эту книгу gib mir mal dieses Buch . при будущем времени для выражения намерения doch пойдмка погу...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. качастица разг. при повел.em накл. vamos a ver pues un poco в ряде случаев не перев.йка отсюuда! vamos fuera de aqu!ка мне dimeка что у тебяu a ver lo que tienes lo que ...Большой русско-испанский словарь
  7. каДо ка.strong Яросл.em До каких пор ЯОС ....Большой словарь русских поговорок
  8. качастица при повелительном наклоненииem allons donc или не перев. скажика мне dis doncкупитека мне эту книгу allons achetezmoi ce livre achetezmoi donc ce livre achetezm...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  9. каКа марка советских вертолетов разработанных под руководством Н. И. Камова и в ОКБ его имени....Большой энциклопедический словарь III
  10. каКА в египетской мифологии одна из душсущностей человека. В Текстах пирамид ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В кон...Большой энциклопедический словарь III
  11. каКА в египетской мифологии одна из душсущностей человека. В Текстах пирамид ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В ко...Большой Энциклопедический словарь V
  12. каКа марка советских вертолетов разработанных под руководством Н. И. Камова и в ОКБ его имени....Большой Энциклопедический словарь V
  13. камарка вертолтов созданных в ОКБ Н.И. Камова....Военный энциклопедический словарь
  14. кав египетской мифологии один из элементов составляющих человеческой сущность. В литературе Ка нередко характеризуют как одну из душ человека хотя термин душа не вполне точ...Древнеегипетский словарь-справочник
  15. кав егип. миф. один из элементов составляющих человеч. сущность. В литре К. нередко харризуют как одну из душ человека хотя термин душаem не вполне точно раскрывает егип. п...Древний мир. Энциклопедический словарь
  16. кав егип. миф. один из элементов составляющих человеч. сущность. В литре К. нередко харризуют как одну из душ человека хотя термин душа не вполне точно раскрывает егип. пон...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  17. каКА К. Название буквы К с х гг. вem. До этого времени называлась како. Кадеты к.д. Сокращенное название конституционнодемократической партии. Брокг. . Мойто дроля комсомо...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  18. каюжн. то же что кай II ка одоп алсын ка одолбосун хочет пусть исправит не хочетпусть не будет исправлено....Киргизско-русский словарь
  19. кав египетской мифологии олицетворение жизненной силы богов и царей...Краткий справочник мифологических терминов
  20. каКа febris aestus белая горячка delirium tremens...Латинский словарь
  21. канескл. ср.em Название буквы к...Малый академический словарь
  22. качастица разг.При повелительном наклонении употребляется для смягчения приказания для выражения просьбы увещания придавая оттенок непринужденности простоты обращения.[Альб...Малый академический словарь
  23. каКа егип. один из элементов составляющих человеческую сущность. Сначала К. было олицетворением жизненной силы царей и богов воплощением их могущества впоследствии обладан...Мифологический словарь
  24. каНачальная форма Ка единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. к(а)ка . суффикс Словообразовательная единица которая образует имена существительные женского рода обозначающие предмет который характеризуется действием названным мотивирую...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. кака частица разг. Употр. при смягчении приказания с глаголами в форме повелительного наклонения. Употр. при выражении просьбы приглашения и т.п. с глаголами в форме пове...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. кака ка нескл. с. название буквы...Орфографический словарь
  28. кака ка частица с предшествующим словом пишется через дефис пойдика нука глядика...Орфографический словарь
  29. качастица с предыдущим словом пишется через дефис напрem. давайка приходитекemа...Орфографический словарь русского языка
  30. каОрфографическая запись слова ка Ударение в слове ка Деление слова на слоги перенос слова ка Фонетическая транскрипция слова ка [ка] Характеристика всех звуков к [к] сог...Полный фонетический разбор слов
  31. каСанскр. Согласно Максу Мюллеру вопросительное местоимение кто возведенное в сан божества без причины или основания. Однако оно имеет и свое эзотерическое значение и есть ...Религиозные термины
  32. качаст. при повел. накл. но лиш лишень бо ке мн. кете ну гал. ко. [Дивтьно на його! Крим. Бжилиш швидше в Карфагену! Котл. Кетелиш дайтека кресало! Шевч. Гетьлишень до кат...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  33. ка[А]нука [а]нутека.h[А]ну лиш[ень] [а]нубо [а]нум[о]. Анумо знову вршувать. Шевченко.em Прся справд сестри нум варити пиво. Кочерга.А поворотиська.hА повернись лишень а ...Російсько-український словник сталих виразів
  34. кака нескл. ср. название буквыem...Русский орфографический словарь
  35. (ка)Част. grn birc de glsn скажика мне где ты был mn bir de grm harada idin дайка посмотреть birc bura ver baxm дайка пройти de yol ver keim куплюка эту книгу glsn bu kitab a...Русско-азербайджанский словарь
  36. каspace vehicle...Русско-английский аэрокосмический словарь
  37. каkiloampere...Русско-английский политехнический словарь
  38. какосмический аппарат...Русско-английский политехнический словарь
  39. кака частицаi. при повелит. накл.i just дайтека мне посмотреть just let me see . при будущем времениi what if куплюка я эту книгу what if I buy this book...Русско-английский словарь
  40. кака . при повел. come on часто не переводится достанька книгу с полки! come on fetch the book нука покажи! lets see it! спойка! do sing! give us a song . при будущем вре...Русско-английский словарь II
  41. каклеточный автомат cellular automata finite state machine finitestate machine FSM...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  42. каЧастица ану после гласных жен. жа чаще не переводится совсем нука покажи ану пакажы посмотрика на него паглядз на яго дайтека пройти дайце ж прайсц а давай а заедука я...Русско-белорусский словарь
  43. кака скажитека csak mondja csak частица ht...Русско-венгерский словарь
  44. каIstrong сокр. от компасный азимутazimut di bussola IIstrong сокр. от космический аппаратapparecchio spaziale...Русско-итальянский политехнический словарь
  45. касокр. от килоампер chiloampere kA...Русско-итальянский политехнический словарь
  46. кака...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  47. каmng c qinnji sh cngkcng...Русско-китайский словарь
  48. качастица разг. при повел. накл. часто не переводитсяem baдостанька книгу! !спойка! !позовика его скорей! !сядька поближе при будущем времениem . li.baнапишука я пис...Русско-китайский словарь
  49. качстц рзгu приem пвлvamos pois...Русско-португальский словарь
  50. капри повел. bakaym bakalm .sana идика сюда! gel bakaym! gelsene!дайка пожалуйста вон ту книгу u kitab verir misinпринесика пожалуйста примник послушаем радио radyoyu ge...Русско-турецкий словарь
  51. каdomovn antna kolektivn antna...Русско-чешский словарь
  52. кав. к...Сербско-русский словарь
  53. кака частица с предыдущим словом пишется через дефис подика нука...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  54. кака частицаu с предшествующим словом пишется через дефис подика н...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  55. качерная акула вертол....Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  56. каВавилонская единица мер л.иногда ....Словарь мер
  57. каНастоящее имя Канторu Лев ИосифовичПериодические изданияi Русский Еврей Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  58. какосм. космический аппарат...Словарь русских технических сокращений
  59. ка....Словарь синонимов II
  60. кав египет. мифологии второе я человека его душа жизненная сила...Словарь трудностей кроссвордов
  61. каh каbig част.i Скажика что глаза ей портить не годится И в чтеньи прокот не великГоУ . Смотрите на часы взглянитека в окно Валит народ по улицам давноГоУ . Подика ляг ус...Словарь языка Грибоедова
  62. каКА в египетской мифологии одна из душсущностей человека. В Текстах пирамид ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В кон...Современный энциклопедический словарь
  63. каКа марка советских вертолетов разработанных под руководством Н. И. Камова и в ОКБ его имени....Современный энциклопедический словарь
  64. каКА ко тка кас прявесочная частица усиливающая или указывающая значенье речи или означающая просьбу желанье понужденье а иногда не представляющая никакого знач. Она придае...Толковый словарь живого великорусского языка
  65. каКА частица разг. . при пов. накл. при частице ну. Употр. длясмягчения просьбы приказания. Спойка. Нука покажи. . при форме л.буд вр. глагола. Выражает решение намерение....Толковый словарь Ожегова
  66. каКА частица простореч. . Ставится после пов. накл. и заменяющих его форм и выражений для придания оттенка увещания для смягчения приказания. Ступайка отсюда. Дайтека пройт...Толковый словарь русского языка II
  67. кака ка частица разг. при пов. накл. при частице ну. Употр. для смягчения просьбы приказания. Спой. Ну покажи. при форме л. буд. вр. глагола. Выражает решение намерение. Н...Толковый словарь русского языка II
  68. каКА частица разговорное. . при пов. накл. при частице ну. Употр. для смягчения просьбы приказания. Спойка. Нука покажи. . при форме л. буд вр. глагола. Выражает решение н...Толковый словарь русского языка
  69. каУдарение в слове каУдарение падает на букву а...Ударение и правописание
  70. какосм. космический аппарат...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  71. каКа существо высшего порядка стоявшее по верованию древних египтян в непосредственных отношениях к своему земному проявлению подобно genius римлян но еще теснее. К. имели...Энциклопедический словарь
  72. каКа марка советских вертолетов разработанных под руководством Н. И. Камова и в ОКБ его имени....Энциклопедический словарь естествознания
  73. каКА в египетской мифологии одна из душсущностей человека. В Текстах пирамид ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В ко...Энциклопедический словарь естествознания
  74. касущество высшего порядка стоявшее по верованию древних египтян в непосредственных отношениях к своему земному проявлению подобно genius римлян но еще теснее. К. имели не ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  75. каРис. . Эмблема вертолтов марки Ка.Ка марка вертолтов созданных в ОКБ возглавлявшемся Н. И. Камовым см. Ухтомский вертолтный завод имени Н. И. Камова. Вертолты созданные ...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  76. каКАK в египетской мифологии один из элементов составляющих человеческую сущность. В литературе К. нередко характеризуют как одну из душ человека хотя термин душа не вполне...Энциклопедия мифологии
  77. како усилит. част. после местоим. нареч. и императива сообщающая речи фамильярный оттенок требует ускоренного выполнения просьбы или приказания мнека нука дайка укр. тутка...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  78. кака ко усилит. част. после местоим. нареч. и императива сообщающая речи фамильярный оттенок требует ускоренного выполнения просьбы или приказания мнека нука дайка укр. ту...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)