Энциклопедия техники

ЖУКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ

Жуковский Николай Егорович
(1847—1921) — русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1868). С 1870 преподаватель физики 2 й Московской женской гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент кафедры аналитической механики Императорского технического училища (ИТУ, с 1917 — Московское высшее техническое училище). В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Ж. была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в Московском университете. В Московском высшем техническом училище и Московском университете Ж. работал до конца жизни. В 1894 Ж. был избран член-корреспондентом Петербургской АН; в 1900 выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургской АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и ИТУ, так как избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 избран президентом Московского математического общества.
Под руководством Ж. при механическом кабинете Московского университета в 1902 была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб, а в 1904 в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире аэродинамический институт. В том же году Ж. организовал воздухоплавательную секцию в Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Ж. в ИТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910—1912 Ж. прочитал в ИТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого Ж., его ученика С.А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, ИТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 преподавал на курсах офицеров-лётчиков при ИТУ, там же было создано Авиационное расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством Ж. разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций. Во время Первой мировой войны Ж. разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.
После Октябрьской революции 1917 Ж. и коллектив учёных, руководимый им, включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 Советским правительством по предложению Ж. был учреждён Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Ж. теоретические курсы для лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского).
Ж. заложил основы единой научной дисциплины — экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первые исследования Ж. по теории полёта относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты и впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе «мёртвая петля», и статья «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания методов аэродинамического расчёта самолёта. В статье «К теории летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1906) Ж. изложил открытый им в 1904 принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять её значение. Теорема Ж., устанавливающая связь подъёмной силы с циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики. В цикле работ Ж. 1910—1912 «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911—1912) и других и в ряде работ Чаплыгина предложен способ определения циркуляции, основанный на условии плавного схода потока с острой кромки профиля. Эти исследования завершили создание теории профиля крыла. В этих работах также развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических «профилей Жуковского». В 1912—1918 Ж. опубликовал 4 статьи под общим название «Вихревая теория гребного винта», в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.
В работах «Динамика аэропланов в элементарном изложении (1913—1916), «Аэродинамический расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920) Ж. создаёт основы аэродинамического расчёта самолётов, расчёта динамической продольной устойчивости и прочности самолётов.
Ж. — автор многочисленных оригинальных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.
В ознаменование пятидесятилетия научной деятельности Ж. и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 правительством был издан декрет об учреждении премии имени профессора Н. Е. Жуковского «За наилучшие труды по математике и механике», об издании трудов Ж., а также о ряде льгот для самого учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Ж. в январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии имени профессора Н. Е. Жуковского с вручением золотой и серебряной медалей, а также стипендии имени Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского государственного университета, Московского авиационного института, Московского высшего технического училища. Именем Ж. названы город в Московской области, Центральный аэрогидродинамический институт, Харьковский авиационный институт; Военно-воздушная инженерная академия. В городах Москва, Жуковский и Железнодорожный сооружены памятники учёному, создан научно-мемориальный музей Ж. в Москве.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.Главный редактор Г.П. Свищев.1994.


  1. жуковский николай егоровичЖуковский Николай Егорович профессор Московского университета и Императорского технического училища родился в г. Воспитывался в й московской гимназии а затем получил вы...Биографический словарь
  2. жуковский, николай егоровичпрофессор Моск. унив. и Имп. технического училища род. в г. Воспитывался в й моск. гимназии а затем получил высшее образование в Моск. унив. Окончив курс в г. со степен...Большая биографическая энциклопедия
  3. жуковский николай егоровичЖуковскийstrong Николай Егорович [. с. Орехово ныне Владимирской области . Москва] русский учный в области механики основоположник современной гидроаэродинамики. Родился...Большая Советская энциклопедия II
  4. жуковский николай егоровичпрофессор Московского университета и Императорского технического училища родился в г. Воспитывался в й московской гимназии а затем получил высшее образование в Московско...Большой российский биографический словарь
  5. жуковский николай егоровичЖУКОВСКИЙ Николай Егорович российский ученый основоположник современной аэродинамики членкорреспондент РАН членкорреспондент Петербургской АН с . Труды по теории авиац...Большой Энциклопедический словарь V
  6. жуковский николай егоровичЖуковский Николай Егорович [. с. Орехово Владимирской губ. . Москва] российский и советский учный основоположник современной гидроаэродинамики.Родился в мелкопоместной д...Военно-биографический словарь
  7. жуковский, николай егоровичНиколай Егорович один из основоположников аэродинамики. Организатор первых отечественных авиационных научноисследовательских учреждений. Инициатор создания и первый р...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. жуковский николай егоровичроссийский и советский ученый членкорреспондент Петербургской АН РАН основоположник современной гидроаэродинамики отец русской авиации.С г. преподаватель физики в й М...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  9. жуковский николай егоровичЖуковский Николай Егорович село Орехово Владимирской губернии Москва учный в области механики основоположник современной гидроаэродинамики членкорреспондент Петербургс...Москва (энциклопедия)
  10. жуковский николай егорович. . русский ученый основоположник современной гидро и аэромеханики. Родился в семье инженера путей сообщения. Окончил Московский университет по специальности прикладная ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  11. жуковский николай егоровичрусский ученый в области механики основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физикоматематический факультет Московского университета. Разрабатывал методы аэрод...Философия науки и техники
  12. жуковский, николай егоровичЖуковский Николай Егорович профессор Моск. унив. и Имп. технического училища род. в г. Воспитывался в й моск. гимназии а затем получил высшее образование в Моск. унив. ...Энциклопедический словарь
  13. жуковский николай егоровичпроф. Моск. унив. и Имп. технического училища род. в г. Воспитывался в й моск. гимназии а затем получил высшее образование в Моск. унив. Окончив курс в г. со степенью к...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  14. жуковский николай егоровичН. Е. ЖуковскийЖуковский Николай Егорович русский учный в области механики основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физикоматематический факультет Московск...Энциклопедия «Авиация» (1998)