Энциклопедия современной юридической психологии

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ЗА РУБЕЖОМ

После 1940-х годов появился ряд работ психологов бывших узников фашистских концлагерей. В. Франкл, говоря о психотерапии в концлагере, подчеркивает, что ее возможности были крайне ограничены. Приходилось заботиться о предотвращении самоубийств. С этой целью была организована служба информации о любом проявлении мыслей о самоубийстве. Попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала направить их на цель в будущем, *стремление к поиску смысла*. С тех пор пенитенциарная психотерапия начала приобретать все большее распространение, но строилась на основе разных теоретических подходов. Примером психодинамического подхода может служить работа клиники психологического здоровья, открытой в 1973 году при пенитенциарии штата Мериленд. Любой заключенный, находящийся в кризисном или предкризисном состоянии может обратиться в клинику, где с ним будут проводится сеансы индивидуальной и групповой терапии. Гештальттерапия на первый план выдвигает позитивную направленность и наличие цели в жизни. Цель программ, основанных на гештальттерапии в том, чтобы выявить в чем заключается внутренняя ущербность человека с тем, чтобы помочь ему восстановить целостность своей личности. Саморазвитие может быть достигнуто посредством медитации и самоанализа. При клиническом подходе основным объектом внимания являются защитные механизмы и техника адаптации к социальным воздействиям. Помочь заключенным значит помочь им понять свои проблемы, дать им чувство безопасности и оказать поддержку, проявляя при этом уважение и понимание, одобрение и терпимость и успешно приспособиться к обществу. Терапию реальностью окружающего мира впервые применил Уильям Глассер (1972) в исправительном учреждении несовершеннолетних в Вентуре (Калифорния, США), где обитали 400 девушек-правонарушительниц в возрасте от 14 до 21 года. Как известно, делинквенты нередко полностью отрицают реальность окружающего мира и воздействие на них оказывается успешным, если они начинают не только воспринимать реальное в том виде, в каком оно существует, но и удовлетворять в нем свои запросы. Воздействие реальностью не предполагает отыскание каких-то оправданий поведения заключенного в прошлом, оно ставит его лицом к настоящему и будущему, добивается того, чтобы правонарушитель в будущем жил в соответствии с условиями реального мира и отвечал за свои действия. Трансактный анализ (Эрик Берн, 1961) базируется на предположении, что каждый индивидуум соединяет в себе три личности, три *эго-состояния*, или *феноменологические реальности*: *родитель* *взрослый* и *ребенок*. Эго-состояние *родитель* проявляется в воспоминаниях, сложившихся в раннем детстве (до пятилетнего возраста). Эго-состояние *взрослый* отражает зрелость и рациональность поведения. Эго-состояние *ребенок* включает в себя опыт основных переживаний до юношеского возраста. Проявления их заметны по интонации, используемым выражениям, жестам, мимике, ужимкам клиента. Целью трансактного анализа является социальный контроль. Заключенный должен усвоить, что выгодно и разумно определить свое поведение тем или иным эго-состоянием, но что подобные феноменологические реальности нужно приспосабливать к соответствующим ситуациям и случаям. Однако при этом следует избегать деструктивных игр. (А.И. Ушатиков) Литература: Митфорд Д. Тюремный бизнес. М., 1979; Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1980; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран. М., 2000; Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2001; Андреев Н.А., Морозов В.М., Ковалев О.Г. и др. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ. М., 2001.