Энциклопедия современной юридической психологии

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ В США

В США обучение «менеджменту безопасности» стало обязательной частью профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации полицейских. Проводятся специальные учебные курсы типа “Will to survive” («Воля к выживанию»), “Survive on the street” («Выживание на улице»), в которых изучаются тактика и приемы обеспечения личной безопасности. Их программы призваны решать четыре основных задачи: формировать профессионально-психологические установки на обеспечение личной безопасности и безопасности коллег при решении профессиональных задач; дать знания, необходимые для обеспечения личной профессиональной безопасности и безопасности коллег;практически научить тактике и приемам обеспечения профессиональной безопасности; обучить соединению тактики и приемов обеспечения безопасности с тактикой и приемами решения профессиональных задач. В содержание каждого курса включены: статистические данные о гибели или ранениях сотрудников правоохранительных органов; анализ причин гибели или ранений сотрудников; обобщенный социально-демографический и психологический «портрет» сотрудника – жертвы; условия и факторы, способствующие обеспечению личной безопасности; психологический «портрет» сотрудника, способного обеспечить оптимальный уровень личной безопасности; тактика личных действий («звезда выживания») и работы «в команде» по обеспечению безопасности; комплекс конкретных знаний, характеризующих состояние человека в ситуациях опасности; комплекс конкретных профессионально-психологических установок на выживание («Динамика страха»); конкретные рекомендации – как действовать по обеспечению личной безопасности; практическая отработка тактики и приемов обеспечения личной безопасности при решении профессиональных задач. По сути, подобные курсы содержат одну сквозную идею: «Опасность есть, но ее можно избежать, если ты это умеешь». Как правило, они начинаются с изучения, осмысления и принятия каждым обучающимся на курсах «Обязательства остаться в живых», в котором в частности они обязуются: «В любых обстоятельствах приближаться ко всем подозреваемым, предвидя конфронтацию. Думать о прикрытии и постоянно его обеспечивать.Избегать недооценки подозреваемого или противника. Оценивать, насколько необходимо приближаться к подозреваемому или подозрительному месту. Следить за руками подозреваемых. Соблюдать безопасную физическую дистанцию от подозреваемого. Надевать наручники на подозреваемых. Использовать обуздание сопротивляющихся в полной мере. Обыскивать медленно и тщательно. Носить бронежилет во время операций, где возможны насильственные действия. Понимать важность искусства в стрельбе. Предвидеть худшее и быть готовым к нему, иметь на этот случай план действий. Эффективно использовать огнестрельное оружие в предусмотренных Законом ситуациях.» Для конкретизации опасности в учебной программе предусматривается ознакомление обучающихся со статистикой причин гибели и ранений полицейских. Психологический портрет сотрудника-жертвы представлен так: дружеское отношение ко всем; усталость; рассматривал как временно работающим полицейским, а не как профессионала; применял силу только в самом крайнем случае (его коллеги в сходных обстоятельствах начинали применять силу значительно раньше); не следовал всем правилам соблюдения безопасности, особенно при аресте, конфликте с заключенными, остановке транспорта; не ждал прикрытия (подкрепления); считал, что может уверенно разгадывать других людей и оценивать мгновенно ситуацию, в результате притупил бдительность; стремился искать только хорошее в людях; «открывал спину» и не спешил двигаться. В процессе профессионального обучения обучаемым раскрывается психологии выживания («Ключ выживания»), в которой выделяются три ключевых сферы: 1) «высокий уровень физической подготовленности, 2) интеллектуально-психологическая готовность, 3) очень дружеское отношение с оружием. Подчеркивается, что решающая роль в обеспечении личной безопасности принадлежит не экипировке, а самому сотруднику, его сознательным и грамотным действиям. Так, в ФБР составлен «психологический портрет» сотрудника, способного обеспечить оптимальный уровень «выживаемости»: 1) подготовленность (профессиональная), 2) устойчивость к стрессу, 3) доверие к самому себе при выполнении задачи, 4) доверие к оружию, 5) решительность, 6) эффективность в схватке, 7) эмоциональная устойчивость, 8) физическая подготовленность, 9) способность к совместным действиям, 10) готовность убить. Такой портрет – точка стартового отсчета для дальнейшего изучения целого комплекса вопросов тактики и техники личной безопасности, нашедшей выражение в «Звезде выживания» (см. «Звезда выживания» полицейского). Литература: А.В. Буданов. Педагогика личной безопасности сотрудников органов внутренних дел. – М., 1996.