Энциклопедия современной юридической психологии

ИМИДЖ И ПРЕСТИЖ ПОЛИЦИИ

В развитых зарубежных странах проблема создания нужного имиджа полицейских (от англ. image – образ,внешний образ, характеризующий определенный социальный тип личности, несущий отпечаток профессии) и поддержания должного престижа (от франц. prestige очарование, обаяние, авторитет, влияние) полицейской деятельности постоянно находится в фокусе внимания. Значимость роли полиции, ее авторитет в обществе и привлекательность полицейской профессии в сознании граждан создаются, в первую очередь, за счет социального положения людей, занятых этим видом деятельности, и различных социальных благ, гарантируемых им государством. Даже рядовых сотрудников полиции относят к членам среднего слоя общества и многие поступившие на службу улучшают свое материальное положение, получают социальные гарантии и стабильность в жизни. Имидж полицейского прочно связан и с образом подлинного стража порядка, представлениями о его интеллектуальности, инициативности, бесстрашия, справедливости, а также выносливостью, тренированностью, силой. Правительства западных стран много делают для привлечения в полицию способных и развитых людей, в том числе специалистов из гражданских сфер с высоким уровнем образования. Как следствие, во Франции в 1995 г. на одну должность рядового полицейского претендовало 10-15 человек, а 15 лет назад было всего пять кандидатов; на 50 мест в школу комиссаров полиции, как правило, имеется две-три тысячи претендентов. Высокий конкурс в школе комиссаров в Швеции 13 человек на место. В Германии на одно место в полиции ежегодно претендует шесть, а в Финляндии 16 человек. На руководящие должности назначаются авторитетные граждане страны. Разные службы и направления деятельности полиции пользуются не одинаковой популярностью. Наибольшей популярны аппараты криминальной полиции (детективы, комиссары полиции, специальные агенты ФБР), патрульная служба и сфера управления полицией. Мотивом поступления на службу в полицию у многих бывает основанное на убеждениях и мировоззрении желание защищать справедливость, закон и правопорядок. Полицейская служба дает иморальное удовлетворение и приобщенностью к власти. В странах Запада для создание положительного образа полицейского затрачиваются немалые средства. По государственным заказам снимаются крупнобюджетные боевики, триллеры, телесериалы с участием мировых кинозвезд (*Спрут* Италия; *Комиссар Лиа Зоммер* Германия; *Улицы Сан-Франциско*, *Санта Барбара*, *Крутой Уокер, или правосудие по-техасски*, *Коломбо*, *Секретные материалы*, *Детектив Нэш Бриджес* США; *Суинни летучий отряд* Великобритания; *Слово полицейского*, *Комиссар Наварро* Франция и многие другие). Фильмы о сотрудниках ПОО *Молчание ягнят*, *Основной инстинкт*, *Ганнибал* становятся лучшими фильмами года и обладателями престижнейших кинопремий *Оскар*. Все средства массовой информации проводят по телевидению мощную пиар-кампанию, снимают для себя сериалы, пытаясь таким образом создать и укрепить и свой положительный образ в глазах общественности, завоевать доверие и симпатию населения. Бывает, что престиж полицейской профессии стремительно взлетает вверх в силу непредвиденных обстоятельств. Именно так случилось в США после разрушительных террористических актов 11 сентября 2001 года, когда на помощь гражданам Нью-Йорка и Вашингтона первыми пришли полицейские. В эти дни каждого полицейского, каждую проходящую мимо пожарную машину аплодисментами встречают тысячи жителей. Для поддержания авторитета и престижа полицейской деятельности. придается значение внешнему виду полицейского, несущего службу на глазах у граждан, качеству, привлекательности, состоянию и ношению полицейской униформы. Считается, что респектабельный и аккуратный внешний вид свидетельствует о хорошем материально-техническом состоянии дел в полиции, о самодисциплине полицейского, о его отношении к своему долгу и окружающим. Это вызывает у населения доверие и желание взаимодействовать с органами правопорядка. Считается, что в формировании имиджа не может быть мелочей и учитывается все, в том числе и архитектура полицейских строений. Так, в США давно отошли от монументальных строительных проектов департаментов полиции, полицейских академий и т.п., напоминающих неприступные крепости. Здание полицейского участка должно не отпугивать, а привлекать граждан, вызывать положительные эмоции, предусматривая при этом максимальную безопасность и комфорт служащих и посетителей. В процессе совместных согласованных усилий государства, полиции, самих граждан и целенаправленного вложения значительных финансовых, материально-технических средств в цивилизованном обществе создается и поддерживается привлекательный и респектабельный имидж полицейского-профессионала, имеющего высокий авторитет у населения и гордящегося своей профессией. (И.Ф. Колонтаевская). Литература.: Шушкевич И.Ч. Система подготовки полицейских во Франции. М., 1994; Опыт правоохранительной деятельности в зарубежных странах. Сборник материалов. М., 1994., Губанов А.В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. М, 1999.