Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ЭТНОНИМИЯ "СЛОВА"

, т. е. названия народов, упоминаемых в памятнике. За совокупностью этнонимов С. следует искать более или менее законч. системы этнич. понятий, представлений и экспрессии,

266

временны́е срезы и культурные преломления этнич. лексики древнерус. яз. Названия народов являются древнейшими терминами и содержат ценную ист., филол. и культурную информацию, при расшифровке которой можно рассчитывать не только на уточнение имеющихся знаний, но и на их восполнение, восстановление сведений, не засвидетельствованных или утраченных письм. или материальными источниками. Тот или иной памятник, при общих чертах, по-своему использует этнич. понятия. Тем самым Э. письм. памятника — это и характеристика языкового механизма на определенном этапе, но также и характеристика самого произведения, его худ. приемов, принципов отбора материала и т. п. С др. стороны, Э. произведения как исторически и культурно маркированная лексика при ее всестороннем сопоставлении с иными временны́ми срезами и культурными эпохами выступает опорой при аналитич., в частности текстологич., работе над С.

С. представляет собой широкое этногеогр. обозрение, что было свойственно древнерус. письменности: этнонимы относятся к обширным пространствам различных стран света. В меньшей степени затронуто северо-вост. окружение Киевской Руси, игравшее не столь заметную роль во внешней политике той эпохи, как она представлена памятниками. В целом упоминается ок. 20 этнонимов. Самые употребительные этнонимы в С. —половцыирусичи. Остальные народы, кромехиновы, названы по одному разу.

Как и в совр. С. летописных сообщениях, значительно число названий тюрк. народов и племен —татраны,шельбиры,топчаки,ревуги,ольберы. Это соответствует более дробному этнич. отображению кочевого мира в древнерус. лит-ре с сер. XII в., а также способам передачи тюрк. названий в древнерус. письменности. Хотя данные слова в летописях не встречаются, но наблюдаются созвучные с ними личные имена.

Названиетолковины, единожды употребленное, перекликается с также единств. раз встречающимся упоминанием в летописи в одном ряду с др. восточнослав. племенами.

Непосредств. участниками описанных событий являются русичи и половцы. Др. этнонимы —венедицы,греци,морава,немцы; хинова,литва,ятвяги,деремела,готы— хронологически синхронны описываемым событиям.

Ряд этнонимов в С. используется не в собственной функции обозначения народа, а для наименования воинского снаряжения: шеломы латинские, сулицы и щиты ляцкие, шеломы литовские и особенно явно — литовские мечи обозначены не по месту их изготовления, а по национальности их владельцев. Выражение «шеломы оварьские» более спорно: либо половцы названы вторым, ассоциативным именем, или же имеется в виду место изготовления шлемов (см.Аварцы). В тексте С. встречается аналогичная неясность сочетания «хиновьскые стрѣлки», взаимодействующего с понятием «половцы».

Этнич. морфемика С., в том числе его уникальных названий, не содержит отличий от древнерус. морфол. системы. Форма «русичи» — единственная среди этнонимов С. с суф.-ич. Но этот суф. вписывается в общую картину словообразования этнонимов и взаимодействует с др. группами лексики С. Вторая разновидность этнонима — «русици» — сопоставима с «венедици», а также «немци», «половци» (их варианты в др. памятниках — «немчи», «половчи»).

267

В значит. части смысловые соотношения этнонимов в структуре С. совпадают с подобными же соотношениями в др. памятниках древнерус. лит-ры.

Лит.: Ковалев Г. Ф.Этнонимия «Слова о полку Игореве» (К 800-летию создания поэмы) // Przegląd Rusycystyczny. 1986. Rocz. 8, zesz 4 (32). S. 53—62.

В. Н. Шапошников