Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ЧИЖЕВСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

(Čiževskij D., Tschižewskij D., Chyževs’kyj D.; 9.IV.1894, Александрия, Украина — 18.IV.1977, Гейдельберг, ФРГ) — славист и историк. Учился в Новоросс., Петерб. и Киевск. ун-тах. Эмигрировав в 1919, продолжил образование в Гейдельбергск. и Фрайбургск. ун-тах (1919—24). В 1924—32 — лектор, затем доцент и проф. Укр. ин-та в Праге. В 1932—45 — проф. философии, позднее директор Ин-та славистики в ун-те Галле-на-Заале. В 1945 переезжает в Марбург (ФРГ), где преподает и заведует каф. славистики ун-та. В 1952—56 Ч. — проф. Гарвардск. ун-та в США, с 1956 и до смерти — проф. Гейдельбергск. ун-та (ФРГ). Автор многочисл. исследований по лит-ре, истории, философии, обществ. мысли слав. народов. Более ста книг Ч. выходили на 15 европ. яз.

Ч. рассматривал С. как высокохуд. древнерус. и древнеукр. произведение XII в. — эпохи орнаментального стиля, переходной от позднего средневековья к Ренессансу (см.: Geschichte der altrussischen Literatur

212

im 11., 12. und 13. Jahrhundert. Kiever Epoche. Frankfurt a. M., 1948. S. 328—367; Історія украïнськоï літератури: Від початків до доби реалізму. Нью-Йорк, 1956. С. 31—38, 129—130, 181—198; History of Russian Literature: From the Eleventh Century to the End of the Baroque. ’S.-Gravenhage, 1960. P. 112—124; Abriss der altrussischen Literaturgeschichte. München, 1968. S. 80—90; Vergleichende Geschichte der slavischen Literaturen. Berlin, 1968. S. 71, 74, 76 u. s. w.). Определяя жанр С., Ч. говорит о нем как о светской лиро-эпич. инструментир. поэме особого вида (On the Question of Genres in Old Russian Literature // Harvard Slavic Studies. 1954. Vol. 2. P. 105—115) и уделяет большое внимание анализу звукописи С. Ч. полагает, что на стилистику С. оказала влияние поэзия скальдов (Чижевский Д.К стилистике старорусской литературы. Kenningar? // Slavistična revija. Ljubljana, 1957. N 1—4. С. 102—110), что отразилось в застывших поэтич. формулах (кеннингах) типа «копие изломити» (см.: Der magische Speerwurf //Ciževskij D.Aus zwei Welten: Beiträge zur Geschichte der slavisch-westlichen literarischen Beziehungen. ’S.-Gravenhage, 1956. S. 17—28), а также «искусити Дону», «истягну умь», «испити шеломом» и др. Однако поэзия скальдов (драпы в честь конунгов) не может дать абсолютно отчетливого представления о творчестве Бояна, так как драпы записаны лишь в XIII в. Метафоры Бояна проще и свободнее, чем у скальдов, и могли более свободно выражать абстрактные понятия; к тому же они более привязаны к христианско-библейской поэтике.

Ч. интересует также мифол. содержание С., что нашло отражение (помимо упомянутых очерков о С.) в книге Ч. «Das heilige Russland. Russische Geistesgeschichte. I. 10. — 17. Jahrhundert» (Hamburg, 1959. S. 20, 22, 34, 49, 52, 56, 145).

Сторонник подлинности С., Ч. посвятил специальную статью критике концепцииА. Мазона, считая ее находящейся вне науки (см.: рец. на кн.: Zametki k «Slovo o polku Igoreve». Lief. 2. Belgrad, 1941 // Südost-Forschungen. München, 1953. Bd 12. S. 379—382). Много внимания Ч. уделил лексико-стилистич. толкованию отд. слов и словосочетаний С.: «изломи копье», «слава-похвальба», «претръгнути», «вазнь» (Lexikalisches I // ZfslPh. 1954. Bd 22. S. 333—362); «лебеди роспужени», «крычатъ тѣлѣгы» (Lesefrüchte. III, Reihe 2, № 9—18 // Die Welt der Slaven. Wiesbaden, 1970. Bd 15. S. 271—297).

Любопытна точка зрения Ч. на автора С. как представителя светского евгемеризма, а не древнерус.двоеверия(Чижевский Д.Евгемеризм в старославянских литературах // Новый журнал. Нью-Йорк, 1968. Т. 92. С. 254—271). Ему возражал В. Седуро (Когда написано «Слово о полку Игореве»? // Там же. 1969. Т. 94. С. 302—303). Однако позиция Ч. имеет основания: это евгемерич. сущность легенды оДаждь-Богекак потомке бога солнца и одновременно сильного мужа, рожденного солнцем; русичи в С. названы внуками Даждь-Бога и, следовательно, правнуками солнца-божества, евгемеризм же гл. героев С. также вероятен — все они богатыри, а не боги.

Лит.:Orbis scriptus. Dmitrij Tschižewskij zum 70. Geburtstag / Hrsg. von Dietrich Gerhardt et al. München, 1966;Bojko-Blochin O.Prof. Dmytro Tschižewskij. München, 1978;Müller L.Dmitrij Tschižewskij. 9.IV.1894—18.IV.1977 // Heidelberger Akademie der Wissenschaften für das Jahr 1978. S. 74—76.

Ю. К. Бегунов