Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ЧИВИЛИХИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

(7.III.1928, г. Мариинск Кемеров. обл. — 9.VI.1984, Москва) — писатель, публицист, обществ. деятель. Ок. ф-т журналистики МГУ (1954), чл. СП, являлся чл. правления СП, лауреат Гос. премии. Автор многих повестей, очерков, статей.

В 1983—84 в ж. «Наш современник» публиковался монументальный роман-эссе Ч. «Память». Уже в 1-й и 3-й гл. первой части автор упоминает о своем давнем интересе к С., а гл. 41—44 (они были впервые опубликованы в № 3 и 4 журнала за 1984) целиком посвящает С., обстоятельно рассматривая в них вопросы об авторе, времени и месте написания памятника, судьбе героев похода 1185, о яз. и стиле С., о роли мифол. имен и образной системе памятника.

По мысли Ч., С. «не имеет жанровых, стилистических, художественных аналогов в мировой письменной культуре, сотворено по оригинальнейшим и неповторимым законам литературного творчества; сопоставить это произведение не с чем, а попытки его сравнения с „Песнью о Роланде“, „Песнью о Нибелунгах“ или, скажем, „Словом о погибели Рускыя земля“ выглядят несколько искусственно» (Память,

210

по изд. 1985. С. 585). Придавая большое значение установлению имениавтораС. (не зная его, мы «никогда не поймем до конца ни того времени, ни его культуры, ни самой поэмы». Там же), Ч. отмечает, что С. «порождено высокой общей культурой Чернигово-Северской земли» (С. 596), именно с ней «неразрывно связаны политические пристрастия автора, избирательность его исторической памяти, топонимические и этнографические подробности поэмы, вся литературная канва „Слова“» (С. 600). Осознавая всю сложность установления имени автора С. и опираясь на анализ «знаний, понятий, интересов и пристрастий автора» (С. 611), Ч. пришел к мнению, что «художественная символика и конкретика „Слова“, выраженная посредством множества характерных образов, сравнений, понятийных категорий и отдельных слов, свидетельствует в пользу принадлежности автора к княжескому сословию» (С. 628). Приведя ряд аргументов, свидетельствующих, по мнению Ч., о том, что автором был «участник похода, битвы и бегства из плена» (С. 634), Ч. приходит к выводу, что С. создал сам князьИгорь Святославич. Вывод Ч. совпал с гипотезой, высказанной еще в 1952Н. В. Шарлеманем(Шарлемань Н. В.Попытка раскрытия анонима автора «Слова о полку Игореве». Киев, 1985) иИ. И. Кобзевым(Кобзев И. И.Автор «Слова...» — князь Игорь? // Лит. Россия. 1978. 22 сент. № 38. С. 15), но писатель привлекает дополнит. данные в пользу этой гипотезы: он указывает, в частности, на призывы к князьям «загородить полю ворота» после поражения князя Игоря: обращаться к князьям мог человек с высоким обществ. положением (С. 644); он отмечает, что в ряде случаев у автора С. к некоторым персонажам обнаруживается явное или полускрытое отрицат. отношение. Дальнейший анализ приводит Ч. к мысли, что С. «появилось и стало известным именно к концу жизни Игоря, и в таком случае „призывы“ — чистая ретроспекция, литературная интерпретация недавних страстей, прошедших событий» (С. 663). Возражая тем, кто датирует С. 1185 или 1187, поскольку время ист. и время худ. не обязательно должны совпадать, Ч. воспринимает С. как «итог авторских переживаний, глубокого осмысления жизни, вдохновенной и кропотливой творческой работы» (С. 665).

Затрагивает Ч. и дискусс. вопрос ожанреС. Не допуская мысли, что оно могло быть написано за короткий период, Ч. говорит о сложности лит. формы, в которой предстает перед нами этот памятник: С. «соединило в очень сжатом тексте признаки былины, сказа, плача; это был бесценный зародыш всех жанров литературы — героической песни, эпической поэмы, „трудной“ повести, проблемного гражданского публицистического очерка, романтической баллады, хвалебной оды... и наконец, программного исторического документа, исполненного пророческого предвидения и выраженного высокохудожественными средствами» (С. 666). Величайшим образцом худ. речи Ч. считает, в частности,Плач Ярославны: «тончайший лиризм, таящийся в риторико-вопросительной интонации, любовь и горе, упрек и бессильная покорность судьбе, словесная печать того времени и символика истории — все это, как удар в сердце, и все это родное, твое! — вот что я примерно чувствую и называю душою слова, в котором светится душа великого поэта» (Там же).

В завершающей части 43-й гл. (С. 681—703) Ч. уделяет большое место вопросу о полит. и нравств. облике Игоря Святославича, о его гос. и полководч. деятельности.

211

Главы романа «Память», посвящ. С., отмечены мн. достоинствами: автор прекрасно знает и использует обширную лит-ру о памятнике, высказывает много интересных наблюдений и справедливых суждений. Однако основная и, вероятно, самая дорогая для Ч. гипотеза — атрибуция С. Игорю Святославичу — не представилась убедительной специалистам.Л. А. Дмитриев, обстоятельно проанализировав все аргументы Ч., пришел к выводу, что «нет таких данных в тексте „Слова“, которые безоговорочно свидетельствовали бы о княжеском происхождении его автора» (К вопросу об авторе... С. 12), напротив, употребление в С. терминов «князь» и «господин», по мнению Дмитриева, говорит как раз об обратном: автор С., употребляющий обращение «князь», сам не мог быть князем (С. 13—14). Особенно подчеркивает Дмитриев, что если Игорь был «сыном своего века», как справедливо пишет об этом сам Ч., то он не мог написать С.: «Это невозможно ни с точки зрения морально-этических оценок, которые даются в произведении Игорю, ни с точки зрения политических концепций памятника. ...Слишком лирически-эмоциональны для этого характеристики Игоря в произведении и всего „Ольгова гнезда“ и вместе с тем чересчур резко выступает для самохарактеристики то осуждение необдуманного похода Игоря, которое присуще „Слову“» (С. 16). Поэтому, заключает Дмитриев, «ни на уровне содержания произведения, ни на уровне его образной системы, ни на уровне лексических данных убедительных доказательств только княжеского происхождения автора „Слова“ нет». Нет данных и для признания автором С. князя Игоря, — «гораздо больше оснований для утверждения противоположного: князь Игорь никак не мог быть автором литературного произведения о самом себе» (С. 17). См. также статьюАвтор «Слова».

В целом же роман «Память» вызвал множество положит. оценок в печати. Анализ С. в нем, несмотря на спорность атрибуции Игорю Святославичу, представляет определенный интерес для изучения памятника.

Соч.:Память: Роман-эссе (главы 41—44) // Наш современник. 1984. № 3. С. 98—128; № 4. С. 90—130 (то же: Собр. соч.: В 4 т. М., 1985. Т. 3. С. 579—703).

Лит.: Дмитриев Л. А.К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве» // РЛ. 1986. № 4. С. 10—17.

М. Г. Булахов

  1. чивилихин владимир алексеевичРусский писатель. Автор романаэссе Память повестей среди которых Серебряные рельсы Про Клаву Иванову Елкимоталки Здравствуйте мама! Над уровнем моря Пестрый камень и др. ...Афоризмы русских писателей
  2. чивилихин, владимир алексеевичРод. ум. . Писатель. Автор художественной прозы очерков. Произведения Про Клаву Иванову Елкимоталки Шведские остановки По городам и весям Память роман и др....Большая биографическая энциклопедия
  3. чивилихин владимир алексеевичЧивилихинstrong Владимир Алексеевич р. . г. Мариинск Кемеровской области русский советский писатель. Член КПСС с . Родился в рабочей семье. Окончил факультет журналистики...Большая Советская энциклопедия II
  4. чивилихин владимир алексеевичЧИВИЛИХИН Владимир Алексеевич русский писатель. Нравственносоциальные проблемы в повести Про Клаву Иванову Елкимоталки . Тема человека и природы в книге Шведские остан...Большой Энциклопедический словарь V
  5. чивилихин владимир алексеевичЧИВИЛИХИН Владимир Алексеевич русский советский писатель. Чл. КПСС с . Пов. Живая сила Серебряные рельсы Про Клаву Иванову Елкимоталки Здравствуйте мама! Над уровне...Литературный энциклопедический словарь
  6. чивилихин владимир алексеевичПисатель. Член ВКПб с . Окончил фт журналистики МГУ . С работал в газ. Чернигова Брянска. Позднее жил в Москве корр. газ. Комсомольская правда. В годы оттепели отошел от...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  7. чивилихин владимир алексеевич. . русский писатель и общественный деятель. Его книги пронизаны чувством патриотизма духовности любви к природе. Основные произведения Про Клаву Иванову Елкимоталки П...Святая Русь - энциклопедический словарь