Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ТИМОФЕЙ ("ПРЕМУДРЫЙ КНИЖНИК")

. В рассказе Галицко-Волынской летописи о бесчинствах в Галиче венг. палатина Бенедикта Бора, командовавшего войсками, посланными в Галич венг. королем Андреем, читается такой отрывок: «Бе бо Тимофей в Галиче премудр книжник, отчество имея во граде Киеве (родом из города Киева), притчею (иносказательно) рече слово о семь томители (тиране) Бенедикте, яко: „В последняя времена тремя имены наречется антихрист“. Бегаше бо Тимофей от лица его (скрывался Тимофей от него), бе бо (потому что был Бенедикт) томитель бояром и гражаном и блуд творя и оскверняху жены же и черници и попадьи. В правду бе антихрист за скверная дела его» (Ипат. лет. С. 722). Запись эта помещена под 1205, на самом деле описанные в ней события происходили в 1210. Под 1226 (С. 747) сообщается, что галицкий боярин Жирослав распространил среди галицких бояр слух о том, что князьМстислав МстиславичУдалой (он в это время занимал галицкий великокняж. стол) с помощью своего тестя, половецкого князя Котяна, собирается уничтожить их. Поверив Жирославу, бояре бежали из Галича. Мстислав посылает к ним своего духовного отца Тимофея, которому удается убедить бояр в том, что Жирослав оклеветал перед ними князя Мстислава.

Ряд исследователей считает, что «премудрый книжник» Т. и Тимофей, духовник Мстислава Удалого, — одно и то же лицо. Все реальные сведения о книжнике Т. ограничиваются приведенными данными. В науке существует несколько гипотез, связывающих «премудрого книжника» Т. с историей рус. летописания.

Л. В. Черепнинсчитал, что первая часть Галицко-Волынской летописи, называемая им «Летописцем Даниила Галицкого» и датируемая сер. 50-х XIII в., основана на целом ряде более ранних источников. Среди них была отд. повесть, посвящ. судьбе малолетних наследников Романа Мстиславича Галицкого — Даниила и Василька Романовичей. Эта повесть рассказывала о борьбе Даниила и Василька за Галицко-Волынское княжество с сыновьями героя С.Игоря Святославича— Владимиром и Романом в первое десятилетие XIII в. Черепнин полагает,

114

что автором ее мог быть Т.: «Из всего летописного контекста вытекает, что книжник Тимофей был идеологом той части боярства (Владислав, Судислав, Филипп), которая вначале пыталась сбросить венгерское иго при помощи черниговских князей, а затем, недовольная последними, выставила кандидатуру на галицкий стол Даниила, рассчитывая ввиду его малолетства захватить власть в свои руки. Поэтому авторство книжника Тимофея кажется нам весьма вероятным» (Летописец Даниила Галицкого. С. 244), но исследователь не отождествлял «премудрого книжника» Т. с духовником князя Мстислава Удалого Тимофеем.

В. Т. Пашуто предполагал, что в основе княж. свода Даниила Галицкого, составл., по его мнению, в г. Холме в 1246 митрополитом Кириллом, лежала Киевская летопись 1238. Ряд сведений в последней был записан либо самим Т., либо с его слов. Т. «премудрый книжник» и Тимофей духовник Мстислава Удалого, по мнению Пашуто, — одно и то же лицо.

Много внимания Т. уделил в своих работах по С.Б. А. Рыбаков. По его гипотезе, Т. — летописец-галичанин. Анализируя летописные тексты кон. XII в., ученый приходит к заключению, что в 1189—90 «в Киеве при дворе Рюрика появился какой-то галичанин, церковник, книжник, явный сторонник князя Владимира Ярославича Галицкого» (Русские летописцы... С. 158). Этот галицкий книжник внес в Летописец Рюрика ряд дополнений о судьбе Владимира Галицкого. Он же, как предполагает Рыбаков, на основе рассказов двух великокняж. летописей князей дуумвировСвятослава ВсеволодовичаиРюрика Ростиславича, по поручению летописца Рюрика, составил повесть о походе в 1185 Игоря Святославича против половцев, которая дошла до нас в составе Ипат. лет. По мнению Рыбакова, это был Т. «Премудрого книжника» Т. Рыбаков отождествляет с Тимофеем — духовником Мстислава Удалого. Вскоре после составления «Повести о походе Игоря», которая была одним из его первых произведений, Т. снова вернулся в Галич. Вынужденный покинуть Галич из-за обличений Бенедикта, Т. уходит в Новгород к Мстиславу Удалому и становится его хронистом. Перу Т., как считает Рыбаков, принадлежит ряд записей в Новг. перв. лет. за 1210—18, в которых много внимания уделяется Мстиславу. Т., по гипотезе Рыбакова, был и автором первонач. вида «Повести о битве на реке Липице». По наблюдениям исследователя, можно отметить стилистич. и лексич. сходство между этой повестью и «Повестью о походе Игоря». Т. продолжает вести летопись Мстислава и во время его княжения в Галиче. Таким образом, по Рыбакову, Т. — автор двух, первоначально независимых от летописей, повестей (о походе Игоря на половцев в 1185 и о Липицкой битве в 1216) и целого ряда летописных статей в киевском, новгородском и галицком летописании.

Предположение, что Т. —авторС., было высказано еще в 1846Н. Головиным. Он полагал, что Т. был «подданным» Игоря и после его смерти остался при его детях. Когда в нач. XIII в. Игоревичи захватили Галич, автор С. переехал к ним. В результате борьбы за галицкое княжение сыновья Игоря, по проискам галицких бояр, были повешены. Возмущенный злодеяниями Бенедикта, Т. выступил обличителем его, из-за чего был вынужден бежать из Галича. Столь смелое и страстное выступление Т., связанное к тому же с судьбой потомков

115

Игоря Новгород-Северского, по мнению Головина, дает основание видеть в Т., названном летописцем «премудрым книжником», автора С. Основат. аргументы против такого отождествления были приведены Н. П. Сидоровым. Термин «премудрый книжник» в древнерус. письменности имел специфич. значение — «тот, кто умел истолковывать „темные места“ Писания» (К вопросу об авторах... С. 165). Т. выразил свою мысль «притчею», т. е. иносказательно, что характерно для древнерус. книжников, но чуждо С. Называя Бенедикта антихристом, Т. имел в виду вполне конкретный книжный текст — популярное в средневековье «Толкование на Апокалипсис» Андрея Кесарийского, где антихрист называется тремя именами: «Лампетис, Титан и Бенедиктос». Сидоров приходит к заключению: «Мы не можем представить себе автора „Слова“ типичным для того времени книжником, начетчиком, каким был Тимофей» (С. 166).

Лит.: Головин.Примечания. С. XXVIII—XXX;Черепнин Л. В.Летописец Даниила Галицкого // ИЗ. М., 1941. Т. 12. С. 228—253;Пашуто В. Т.Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. С. 6, 33—34, 37—38, 68, 73, 146, 196;Сидоров Н. П.К вопросу об авторах «Слова о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1950. С. 164—167;Рыбаков Б. А.1) «Слово» и его современники. С. 182—194; 2) Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972. С. 156—172; Галицко-Волынская летопись // ПЛДР: XIII век. М., 1981. С. 240—243, 262—263.

Л. А. Дмитриев