Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ЛОТМАН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

(28.II.1922, Петроград — 28.X.1993, Тарту) — филолог, специалист по теории культуры, д-р филол. наук, проф. Тартус. ун-та, засл. деятель науки Эстонии, акад. Эстонской АН, чл. СП, чл.-корр. Шведской, Норвежской и Британской академий. Автор ок. 700 науч. трудов по истории лит-ры, теории лит-ры, семиотике, культурологии.

В обстоят. работе Л. «„Слово о полку Игореве“ и литературная традиция XVIII — начала XIX в.» проблема подлинности памятника решается на материале ист., культурных и эстетич. представлений послепетровского времени, ставится вопрос: могло ли С. быть написано в XVIII в.? Последовательно и тщательно сопоставив идейно-худ. структуру памятника с основными ист.-худ. концепциями рус. XVIII в.

182

(Татищев, Ломоносов, официозная лит-ра, так называемый демокр. лагерь, масонство, Радищев, «оссианизм»), Л. показывает, что С. как органическое явление не находит себе места в XVIII в. На рубеже XVIII—XIX вв. С. выглядело бы как явление ни с чем не сопоставимое — не имеющее ни одного предшественника и ни одного последователя. Выявление специфич. черт стилизаций, проведенное на материале текстовА. И. Сулакадзева, исключает, по мнению Л., и возможность фальсификации.

В статье «О слове „папорзи“...» Л. предлагает новое толкование фразы «суть бо у ваю желѣзныи папорзи подъ шеломы латинскими» (С. 31—32). Слово «папорзи» Л. предлагает читать как «павор(о)зи» со значением — «ремешок, прикрепляющий шлем к подбородку» (данная конъектура находит палеогр. объяснение; кроме того, слово «паворози» зафиксировано в древнерус. текстах). Появление эпитета «железный» обусловлено необычным для рус. воинов XII в. снаряжением: «латинские» (западноевроп.) шлемы надевались поверх капюшона, в результате чего ремешки оказывались не под кольчужной защитой, как это было у рус. воинов, а снаружи, и поэтому изготовлялись не из легкой ткани, а из кожи и нередко укреплялись железными пластинками.

В статьях «Об оппозиции „честь“ — „слава“...» и «Еще раз о понятиях „слава“ и „честь“...» предлагается оригинальная трактовка этих важнейших понятий воинского этикета раннефеод. Руси. Если в совр. сознании «честь» и «слава» являются синонимами или представляют собой двуединую пару, то в системе идеол. терминов Киевской Руси эти два слова, по мнению Л., были атрибутами определенной соц. категории: «честь» давалась вассалу за воинские заслуги и подразумевала материальную награду, в то время как «слава» являлась атрибутом сюзерена, предполагая отсутствие материального знака, и распространялась коллективной памятью («петь славу»). В этой системе «слава» иерархически занимает более высокое место. Именно в С. наиболее последовательно проводится противопоставление этих двух понятий (выражения «ищучи себе чти, а князю — славѣ»).

В статье «Звонячи в прадѣднюю славу» Л., развивая наблюденияД. С. Лихачевао природе и чувстве времени в древнерус. культуре (где прошлое воспринималось как находящееся впереди, в начале событий), Л. раскрывает представл. в С. концепцию понятия «слава»: она воспринимается как нечто, созданное дедами-зачинателями, она тускнеет, если ее не подновлять («притрепа славу деду»), и возрождается (подновляется) при подкреплении ее новыми воинскими подвигами («звонячи в прадѣднюю славу»). Подобного рода представления, сопрягающие деятельность отд. человека с основами миропорядка, порождали, по мнению Л., особое чувство ответственности за свои дела и жизнь в целом.

Соч.: О слове «папорзи» в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 37—40; «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII — начала XIX в. // Слово. Сб. — 1962. С. 330—405; Об оппозиции «честь» — «слава» в светских текстах Киевского периода // Тр. по знаковым системам. Тарту, 1967. Вып. 3. С. 110—112. (Учен. зап. Тартус. ун-та. Вып. 198); Еще раз о понятиях «слава» и «честь» в текстах Киевского периода // Там же. Тарту, 1971. Вып. 5. С. 469—474. (Учен. зап. Тартус. ун-та. Вып. 284) [см. полемич. заметку А. А. Зимина: О статье Ю. Лотмана «Об оппозиции честь — слава в светских текстах Киевского периода» // Там же. С. 464—468];

183

«Звонячи в прадѣднюю славу» // Тр. по рус. и слав. филологии. Вып. 28. Литературоведение. Тарту, 1977. С. 98—101. (Учен. зап. Тартус. ун-та. Вып. 414).

Лит.: Егоров Б. В.К 60-летию Юрия Михайловича Лотмана // Finitus duodecim lustris: Сб. статей к 60-летию проф. Ю. М. Лотмана. Таллинн, 1982. С. 3—20.

КЛЭ;Булахов. Энциклопедия.

Е. В. Душечкина

  1. лотман, юрий михайлович. спец. в обл. теории литературы и эстетики истории рус. литературы и культуры семиотики и культурологии др филол. наук проф. Род. в Петрограде. В поступил на филол. фт...Большая биографическая энциклопедия
  2. лотман юрий михайловичЛОТМАН Юрий Михайлович литературовед. Профессор Тартуского государственного университета академик АН Эстонии . Проблемы российской истории теории русской литературы и к...Большой Энциклопедический словарь V
  3. лотман, юрий михайловичфилолог и культуролог др филологических наук действительный член АН Эстонии член многих зарубежных академий. С профессор Тартуского университета. Автор трудов в област...Педагогический терминологический словарь
  4. лотман юрий михайловичр. . Петроград филолог и культуролог дер филол. наук д. ч. АН Эстонии чл. мн. заруб. академий. Окончил ЛГУ . С проф. Тартуского унта. Автор трудов в области структурн...Российская педагогическая энциклопедия
  5. лотман юрий михайлович. . Петроград . . Тарту специалист в области теории литературы и эстетики истории рус. литературы и культуры семиотики и культурологии. Др филологических наук проф. чле...Русская философия
  6. лотман юрий михайловичрусский культуролог семиотик филолог. С студент филологического факультета Ленинградского университета с в Советской армии участник войны. В работал в Тартусском учи...Словарь постмодернизма
  7. лотман юрий михайловичрусский культуролог семиотик филолог. С студент филологического факультета Ленинградского университета с в Советской армии участник войны. В работал в Тартусском учите...Социологическая энциклопедия
  8. лотман юрий михайловичкультуролог и литературовед. Главная тема творчества проблемы семиотики культуры то есть знаковых систем используемых культурой исследовал также механизмы развития культ...Человек и общество