Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ИОИЛЬ

(Быковский Иван; 30.III.(10.IV).1726, Белоруссия — 25.VIII.(5.IX).1798, Ярославль) — церк. деятель. В Киево-Могилян. академии занимался с 1741 по 1752 (1753). В 1757 Иван Быковский принял монашество и получил иноческое имя Иоиль. Принятие монашества открывало ему доступ к преподаванию в Киево-Могилян. академии. В 1757 он «иеродиакон, учитель аналогии». В февр. 1758 он отправлен в Петербург, в Шляхетский кадетский корпус. В нач. 60-х переведен в Чернигов архимандритом Троицкого Ильинского монастыря. В 1776 получил должность архимандрита Спасо-Ярослав. монастыря. И. был ректором семинарии при том же монастыре и духовным цензором печатавшихся книг. С 3 июля 1787 по «высочайшему указу» Екатерины II об упразднении Спасо-Ярослав. монастыря и превращении его в архиерейский дом И. был уволен на пенсию (500 р. — размер его годового жалования архимандрита) и остался жить в монастыре, будучи отстранен от всех дел.

Творч. наследие И. невелико: из печатных книг известен сохранивш. в единств. экз. в Фундамент. б-ке Ярослав. пед. ин-та им. К. Д. Ушинского «Букварь, или Начальное учение хотящим учится книг писмены славенскими», изданный в 1765 «в Типографии обители Свято-Троицкой Илиинской Черниговской». Можно думать, что «Букварь» составлен самим И. по образцу учебника Феофана Прокоповича «Первое учение отрокам». В 1787 в Ярославле было напечатано соч. И. «Истинна, или Выписка о Истинне» — обширный трактат духовно-нравств. содержания.В. В. Лукьяновотмечает, что эта книга представляет собой 1200 выписок из 220 наименований книг разного содержания, в числе их не только богословские трактаты, но и светские изд. XVIII в., такие как «Славенские сказки», «Домашний лечебник», «Флоринова экономия», а также «Санкт-Петерб. вест.», «Полезное увеселение», «Живописец» Н. И. Новикова, соч. Ломоносова, Цицерона, Сенеки, Попа, Вольтера и франц. «Энциклопедия».

До нашего времени дошли три проповеди И.: «1760 года, февраля 27 дня ... в Кадецком корпусе», в том же году «на посещение епархии» и третья — «на день Преображения», произнесенная И. б авг. в Ярослав. Спасском монастыре.

Следует указать, что в рукописных списках И. сохранились многочисл. произведения Феофана Прокоповича: в Ярослав. музее-заповеднике — «Мнение о неудобоносимом законном иге» (копия 1753), два больших сб-ка — в Гос. архиве Ярослав. обл.; оба переписаны в бытность И. преподавателем Киево-Могилян. академии, в 1757. В сб. под № 1072 ряд неизвестных произведений Феофана Прокоповича.

303

Книги из б-ки И., выявл. Лукьяновым, сохранились в Ярослав. музее-заповеднике и в Фундамент. б-ке пед. ин-та им. К. Д. Ушинского. Одна книга выявлена О. А. Державиной в собр. Типогр. б-ки ЦГАДА (изд. 1633 «Великого Зерцала»). Анализ б-ки приводит к заключению о большой начитанности И., о его интересе к ист. соч. и к духовно-нравств. проблемам.

С именем И. связана история приобретения рукописи С., о которой поведалК. Ф. Калайдовичв «Биографических сведениях о жизни, ученых трудах и Собрании российских древностей графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина», куда он поместил ответы владельца «Собрания» на вопрос «Где найдена»: «До обращения Спасо-Ярославского монастыря в Архиерейский дом, управлял оным архимандрит Иоиль, муж с просвещением и любитель словесности, по уничтожении штата остался он в том монастыре на обещании до смерти своей. В последние годы находился он в недостатке, а по тому случаю комиссионер мой купил у него все русские книги, в числе коих в одной под № 323, под названием Хронограф, в конце найдено „Слово о полку Игореве“» (Зап. и труды ОИДР. М., 1824. Ч. 2. С. 35—36).

Найденные описи Спасо-Ярослав. монастыря за 1787 и 1788 позволили установить, что Хронограф со С. хранился в ризнице Спасо-Преображенского собора, а не в личной б-ке И. В связи с преобразованием Спасо-Ярослав. монастыря в архиерейский дом архимандрит И. передал все имущество по описи в ведение архиепископа Арсения (Верещагина) (Ярослав. музей-заповедник, № 15277, л. 1—98). Таким образом, причастность И. к С. заключалась в том, что в течение пребывания его архимандритом Спасо-Ярослав. монастыря с 1776 по 1787 Хронограф благополучно хранился в ризнице Спасо-Преображенского собора.

Основываясь на догадках, связывавших И. со С.,А. А. Зиминвыдвинул гипотезу, согласно которой «из числа лиц, живших в конце XVIII века и знакомых с рукописью Игоревой песни, никто, кроме Быковского, не может претендовать на то, чтобы можно было связать с его именем создание этой героической поэмы» (Когда было написано «Слово»? С. 148). Зимин полагал, что С. было написано И. «незадолго до 1791 года» (С. 149). Уже в процессе дискуссии о времени написания С.В. Д. Кузьминойбыла выдвинута основат. аргументация против авторства И., а сумма доказательств, представл. др. участниками спора, датировавшими С. XII в., вообще сняла вопрос об авторстве И., и его считают лишь возможным владельцемМусин-Пушкинского сборника.

Соч.:Истинна, или Выписка о Истинне. Ярославль, 1787 [В предисл. «Для любопытного читателя» содержатся автобиогр. сведения].

Лит.: Данилов В. В.Архимандрит Иоиль: (К открытию «Слова о полку Игореве») // Дела и дни. Пб., 1929. Кн. 1;Лукьянов В. В.1) Первый владелец рукописи «Слова о полку Игореве» — Иоиль Быковский // ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 42—45; 2) Библиотека Иоиля Быковского // Древнерус. лит-ра и ее связи с новым временем. М., 1967. С. 49—53;Прийма Ф. Я.1) К истории открытия «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 46—54; 2) «Слово» в ист.-лит. процессе. С. 16—45; 3) Нужна ли здесь поспешность? // РЛ. 1982. № 1. С. 115—121;Караваева Е. М.Хронограф Спасо-Ярославского монастыря в описи 1788 г.: (К истории рукописи «Слова о полку Игореве») // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 82—83;Дмитриев Л. А.1) История открытия рукописи «Слова о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1962. С. 406—429; 2) К вопросу об истории открытия рукописи «Слова о полку Игореве» // РЛ. 1981. № 3. С. 69—75;Mazon A.Ivan Bykovskiy, Ioïl l’archimandrite et l’auteur de «La Vérité ou extraits de notes sur la Vérité» // RÉS. 1965. T. 44. P. 59—88;Кузьмина В. Д.Мог ли архимандрит Иоиль написать «Слово о полку Игореве»? // ИОЛЯ. 1966.

304

Т. 25, вып. 3. С. 197—207;Зимин А. А.Когда было написано «Слово?» // ВЛ. 1967. № 3. С. 147—150;Крестова Л. В., Кузьмина В. Д.Иоиль Быковский, проповедник, издатель «Истинны» и первый владелец рукописи «Слова о полку Игореве» // Древнерус. лит-ра и ее связи с новым временем. М., 1967;Моисеева Г. Н.1) Спасо-Ярославский хронограф и «Слово о полку Игореве». Л., 1976 (2-е изд. — Л., 1984); 2) О времени ознакомления И. П. Елагина с рукописью «Слова о полку Игореве» // ВИ. 1986. № 1. С. 170—173; 3) Иоиль Быковский — составитель книги «Началное ученіе хотящымъ учитися» // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 382—387;Козлов В. П.Кружок А. И. Мусина-Пушкина и «Слово о полку Игореве»: Новые страницы истории древнерус. поэмы в XVIII в. М., 1988. С. 136—141;Козляков Н. В.О Ростовских и Ярославских хронографах конца XVIII — начала XIX в. // Сов. архивы. 1990. № 5. С. 49—51;Синицына Е. В.К истории открытия рукописи со «Словом о полку Игореве» // РЛ. 1992. № 1. С. 85—87

Булахов.Энциклопедия (Быковский И.).

Г. Н. Моисеева

  1. иоильИоиль см. Иоель ....Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. иоильИоэль. Сын Самуила. См. Авия Сын Вафула пророк Господа в Иудейском царстве живший вероятно в Иерусалиме в то время когда служение в храме еще продолжалось Иоиль . Он б...Библейский энциклопедический словарь
  3. иоильИегова есть Бог имя следующих четырнадцати лица Пар. начальник одного рода в колене Симоновом принимавший участие в набеге Симеонитян на Хамитян живших в Гедоре.б Цар. ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. иоильИоиль Иегова Бог а Цар. Пар. Пар. левит из рода Ицгара старший сын Самуила и отец Емана певцаб Пар. предок Бееры см. Беераа и Белы см. Белагв Пар. аналог. Евербг ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. иоильИОИЛЬ см. БЫКОВСКИЙ Иоиль...Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»
  6. иоильИоильstrong я м. Стар. редк. Отч. Иомлевич Иоилевна. Производные Иля Иволя. [Др.евр. пмя Jоel Яхве бог.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  7. иоильИоильИегова есть Бог имя следующих четырнадцати лица Пар. начальник одного рода в колене Симоновом принимавший участие в набеге Симеонитян на Хамитян живших в Гедоре.б ...Полная популярная библейская энциклопедия
  8. иоильБиблейский пророк...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  9. иоильИоиль я муж.em Стар.em редк.emОтч.strong Иоилевич Иоилевна. Производныеstrong Иля Иволя. Происхождениеstrong Др.евр.em имя Ioel Яхве бог. Именины нояб. Словарь личных ...Словарь личных имен
  10. иоильИоиль Быковский см. Быковский Иван...Словарь русского языка XVIII века
  11. иоильевр. Иегова есть Бог или клятва Божия старший сын пророка Самуила и отец. певца Емана Цар. второй из малых пророков. Об обстоятельствах его жизни почти ничего неизв...Словарь церковнославянского языка