Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ДОБРОВСКИЙ ЙОСЕФ

(Dobrovský Josef; 17.VIII.1753, близ Раба в Венгрии — 6.I.1829, Брно) — один из основателей славяноведения, филолог, историк, деятель чеш. Просвещения. С 1763 учился в лат. школе в Немецком Броде, в 1768 на богословском ф-те Карлова ун-та в Праге. В 1776—87 был учителем детей графа Ностица, президента Чеш. губернаториума. В 1786 Д. определен вице-ректором Ген. семинарии в Градище (Оломоуц). В 1789—90 Д. — ректор этой семинарии. В 1792 отправлен Чеш. королевским Науч. об-вом в командировку с целью исследования яз. и лит-ры славян. Д. посетил Германию, Швецию, Финляндию, Петербург, Москву, Варшаву и Краков. Результаты поездки были кратко изложены в книге, опубл. в 1796 в Праге: «Litterarische Nachrichten von einer Reise nach Schweden und Russland». В 1793 Д. совершил путешествие по Венгрии, Австрии и сев. Италии.

Творч. деятельность Д. началась в 1770-е с пересмотра датировки древних евр. рукописей, хранившихся в Праге.

В нач. 1780-х Д. разработал методику описания и изучения древнечеш. и лат. средневековых рукописей и старопечатных чеш. изд.

К нач. 90-х Д. был одним из крупнейших исследователей истории славян, их яз. и лит-ры.

В сер. авг. 1792 Д. приехал в Петербург. Он занимался в Б-ке Петерб. АН, где сделал описание древнерус. рукописей и старопечатных книг, в б-ке Александро-Невского монастыря, в «Собрании российских древностей» обер-прокурора СинодаА. И. Мусина-Пушкина, а также ознакомился с собранными в Синоде по указуЕкатерины IIот 11 авг. 1791 древними рукописями, привезенными из монастырей и церквей.

127

Имеются основания предполагать, что, находясь в Петербурге, Д. мог видеть в «Собрании российских древностей» Мусина-Пушкина рукопись С. Об этом как будто бы свидетельствует высказывание Д. о том, что «русские совершенно не поняли» С.

Впервые Д. упомянул С. в альм. «Slavin» в 1806 в статье, посвящ. его полемике сА.-Л. Шлецеромо различии древнерус. и церковнослав. яз. (Über die Altslavonische Sprache... S. 368—369). «Игорева песнь» фигурирует в рец. Д. на книгу Андрея Кайсарова о слав. мифологии, где перечислены древнерус. языч. боги, назв. в С.:Велес,Стрибог,Даждь-Бог,Хорс. В б-ке Д. сохранился экз. изд. С., напечатанного в 1 т. «Сочинений и переводов, издаваемых Российской Академией в 1805», который прислал ему в кон. 1809А. С. Шишков. В книге имеются многочисл. поправки к тексту С., сделанные рукою Д. (Knihovna Národniho muzea v Praze. 76. D. 44).

Под руководством Д. были осуществлены самые ранние в Европе переводы С. на чеш. яз. (Й. Юнгманом,В. Ганкой, Й. Мюллером,С. Рожнаем).

В предисл. к этим переводам С. ученики Д. сообщили сведения о рукописи С., датировке (XV в.), об ошибках писцов С. Все эти данные ученики Д., никогда не бывавшие в России, могли узнать только от своего учителя.

Д. считал С. величайшим памятником древнерус. лит-ры. Он писал: «Поэма об Игоре, рядом с которой ничего нельзя поставить!».

В 1820 Д. был принят чл. Рос. Академии и ВОЛРС.

Соч.:Slawische Mythologie // Slavin. Praha, 1806. S. 404—415; Über die Altslavonische Sprache nach Schlözer, mit Anmerkungen von J(osef) D(obrowsky) // Ibid. S. 368—369; Istorija gosudarstva Rossijskago. Petersburg, 1818, 1819. VIII Bände // Jahrbücher der Literatur. Wien, 1822. Bd 20. S. 233; Institutiones linguae slavicae dialecti veteris. Vindobonae, 1822.

Лит.: Wollman S.Dobrovský a Slovo o pluku Igorevě // Slavia. Praha, 1955. Roč. 24. Seš. 2—3. S. 273—282;Панченко А. М.Чешские переводы «Слова о полку Игореве» в XIX в. // ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 635—643;Мыльников А. С.«Слово о полку Игореве» и славянские изучения конца XVIII — начала XIX в. // ВИ. 1981. № 8. С. 37—48;Моисеева Г. Н.1) «Задонщина» и «Слово о полку Игореве» в восприятии Й. Добровского // Slavia. Praha, 1979. Roč. 28. Seš. 2—3. S. 168—173; 2) Первый исследователь «Изборника Святослава» 1073 г. — Йозеф Добровский // Československá rusistika. Praha, 1984. N 3. S. 102—105; 3) О времени ознакомления И. П. Елагина с рукописью «Слова о полку Игореве» // ВИ. 1986. № 1. С. 172—173; 4) О «Собрании российских древностей» А. И. Мусина-Пушкина // Памятники культуры. Новые открытия за 1983 г. Л., 1985. С. 14—15, 24; 5) Чешский славист Йозеф Добровский и «Слово о полку Игореве» // Альм. библиофила. М., 1986. Вып. 21. С. 98—106;Козлов В. П.1) «Слово о полку Игореве» в «Опыте повествования о России» И. П. Елагина // ВИ. 1984. № 8. С. 29—30; 2) Некоторые вопросы изучения древнерусской поэмы в XVIII в. // Там же. 1986. № 1. С. 175;Ziegengeist G.Das altrussische «Igorlied» in der intereuropäischen Rezeption von Aufklärung und Romantik (1797—1812) // ZfSl. X. Internationaler Slawistenkongress: Sofia. Berlin, 1988. Bd 33. H. 1. S. 8—14;Моисеева Г. Н., Крбец М. М.Йозеф Добровский и Россия: (Памятники русской культуры XI—XVIII веков в изучении чешского слависта). Л., 1990.

Г. Н. Моисеева

  1. добровский йосефДобровскийstrong Dobrovsk Йосеф . Дьярмат близ Дьра Венгрия . Брно чешский просветитель один из основателей славяноведения и деятелей чешского Возрождения. В учился на ...Большая Советская энциклопедия II
  2. добровский, йосефЙосеф Йозеф Иосиф Добровский чешск. Josef Dobrovsk августа января чешский филолог лингвист литературовед фольклорист историк и просветитель одна из важнейших фигур ...Католическая энциклопедия
  3. добровский, йосеф. . чешский просветитель один из основателей славяноведения деятелей чешского Возрождения. Учился на философском затем на богословском фтах Карлова унта в Праге. С чле...Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  4. добровский, йосеф. .Чешский просветитель один из основателей славяноведения деятелей чешского Возрождения. Учился на философском затем на богословском фтах Карлова унта в Праге. С член...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  5. добровский йосеф. . чешский просветитель один из основателей славяноведения деятелей чешского Возрождения. Учился на философском затем на богословском фтах Карлова унта в Праге. С чле...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  6. добровский йосефавг. янв. чеш. ученыйпросветитель славист. Выступал против насильств. германизации славян АвстроВенгрии. Боролся за нормализацию чеш. лит. языка. Деист по филос. взг...Философская Энциклопедия (в 5 томах)