Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ДИВ

Это загадочное существо упоминается в С. дважды, в форме «дивъ» и «дивь»: «...свистъ зверинъ въ стазби; дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ» (С. 9); «Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеса дивь на землю» (С. 25).

Общепринятого толкования Д. в С. нет. Первые издатели видели в Д. филина, считавшегося в народе вещей птицей. Эту точку зрения разделялиН. Ф. ГрамматиниД. И. Иловайский. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля (2-е изд. СПб.; М., 1880. С. 447) как одно из значений слова Д. наряду со значением «чудо, диво...» указано: «зловещая птица, вероятно, пугач, филин». Но есть основания считать, что Даль следует, как и в некоторых др. случаях, за переводом первых издателей С. Вполне возможно, что и они основывались на нар. диалектном названии филина Д. (в «Словаре

111

русских народных говоров» это значение не отмечено). Аналогией может служить птица Д., описаннаяЕ. В. Барсовымсо слов крестьян Олонецкой губ. (Критические заметки... С. 346). Хотя нар. фантазия добавила к образу птицы черты сказочного или мифич. персонажа (из ушей валит дым, с носа падают искры), в основе лежит образ реальной птицы, по предположению А. Л. Никитина (Испытание «Словом»... // Новый мир. 1984. № 7. С. 184—185), — полярной совы. Примета, связанная с ней (села на шелом — ожидай беду), тоже свидетельствует, что это реальная птица, слывшая в народе зловещей, так же как филин или ворон.

Д. Н. Дубенскийвысказал мнение, что Д. — это удод, птица южнорус. степной полосы. Он исходил из того, что, по словам чеш. филолога Л. Гая, в ряде слав. яз. удод носит название, весьма близкое к слову Д., — «диб», «диеб», «деб» (более точную и правильную информацию о названии удода в слав. яз. см.:Булаховский Л. А.Общеславянские названия птиц // ИОЛЯ. 1948. Т. 7, вып. 2. С. 104). Точку зрения Дубенского развилиД. Д. Мальсагов, обративший внимание на то, что удод, почуяв опасность, бросается на землю, т. е. ведет себя именно так, как Д. в С., иС. В. Шервинский, который приходит к выводу, что Д. выступает на стороне русских: клич его звучит не как предупреждение половцам, а как угроза: «иду на вы» (Д. выступает здесь, как показывает исследователь, в закрепл. за ним в средневековой вост. лит-ре роли вестника, глашатая), а своим падением на землю Д. символизирует опасность для Русской земли.

Никитин считает, что первонач. в тексте С. стояло «зивь», означающее, согласно азбуковнику, аиста или журавля. Некоторые ученые, присоединяясь к орнитол. точке зрения, ограничивались более общими определениями: Д. — «вещая птица» (И. П. Еремин), «ночная птица — вестник беды» (В. Н. Перетц) и т. п.

Ф. И. Буслаевобъяснял Д. с мифол. точки зрения. В книге «Историческая христоматия...» он определил Д. как «существо зловещее и притом мифическое». В «Исторических очерках...», напомнив о том, что «в отдаленные средние века дьявол представлялся... в виде птицы, сидящей на дереве», и указав на польск. поверье, будто «дьявол, превратившись в сову, обыкновенно сидит на старой дуплистой вербе и оттуда вещует, кому умереть», Буслаев предполагает, что «мифический див... мог предвещать воинам Игоря верную смерть», отождествляя таким образом Д. с оборотнем-дьяволом (с монг. дьяволом отождествлял позднее Д.Л. Н. Гумилев). В работе «Русский богатырский эпос» Буслаев сопоставил Д. с образом Соловья-разбойника рус. былин (эту мысль развил затемН. А. Мещерский) и с дивами южнослав. эпоса (эта параллель отмечалась позднее и др. исследователями).

Н. Костомаров в книге «Славянская мифология» отождествил Д. с языч. Чернобогом — существом злобным, смертоносным, противоположным светлому, животворному Белбогу. Эта же точка зрения высказанаЕ. Огоновским,Е. Ф. Коршем(его докл. изложен в библиогр. очеркеФ. М. Головенченко — 1963. С. 35—36) иС. Пушиком.

В. Мансикка,Вс. Ф. МиллериМ. А. Максимовичсчитали, что Д. по имени и мифич. роли напоминает перс. злых духов, служителей верховного духа тьмы Оримана (Ахримана). Миллер полагал при

112

этом, что Д. заимствован автором С. из болг. источника, отразившего веру болгар в Дивов. Максимович, соглашаясь с тем, что имя Д. сходно с названием перс. злых духов, служителей Ахримана, считал тем не менее, что Д. значит буквально то же, что рус.диво,чудо,чудовищеи польск. dziv.

Отождествляли Д. и с др. персонажами слав. или вост. мифологии. Некоторые исследователи определяют Д. как мифич. зловещее птицеподобное существо (Н. К. Гудзий,В. И. Стеллецкий,А. А. Косоруков) или более конкретно: фантастич. птица Симург перс. мифологии, якобы тождеств. слав. божеству Семаргл (А. С. Петрушевич,Д. Ворт); мифич. птица-дева Сирин, якобы «замещающая» Д. в слав. мифологии (А. Ю. Чернов); птицеподобный гриф, грифон — фантастич. животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва (И. И. Срезневский, Перетц, Г. К. Вагнер).

Есть мнение, что Д. — это леший (Н. Ф. Сумцов,П. В. Владимиров,В. Ф. Ржига, В. В. Иванов и В. Н. Топоров). Указанием на такую природу Д. Сумцов считал то, что Д. «кричит на дереве», и то, что крик лешего, как и крик Д. в С., предвещает несчастье. Дополнит. аргументом Сумцов считал то, что Д., упоминаемый в укр. поговорке-ругательстве «Щоб на тебе див прийшов», не может быть отождествлен ни с южнорус. дивами, ни с дивами перс. и инд. мифологии, но вполне может быть соотнесен с лешим. В. Суетенко (см.: Лит. Россия. 1980. 5 сент. С. 9) подкрепил соображения Сумцова сообщением, что в брянских говорах Д. означает «леший».

Бицын (Н. М. Павлов) считал Д. половецким стражником, дозорцем, одним из тех, которые сидели в степи на одиноких дубах, а в случае вторжения неприятеля сходили на землю и спешили возвестить об опасности. Слово Д. образовано, по мнению Бицына, от укр.дивиться— «смотреть». Так же полагал иИ. Новиков, считавший Д. половецким лазутчиком.А. К. Югов, резко возражавший против толкования Д. как птицы или злого духа, настаивал на том, что в первом случае Д. (дивъ) — это краткая форма прил.дивий(дикий), т. е. половец. Во втором случае Д. (дивь) — собират. сущ., образованное от прил. «дивии» — «дикие», т. е. половцы. Фраза «връжеся дивь на землю» означает, по Югову, что дикие орды половцев кинулись, бросились на Русскую землю.

В. В. Капнист(точка зрения которого, высказанная еще в 1809—13, стала известна только в 1950 благодаря публикацииД. С. Бабкина) считал, что Д. — это не живое существо, а маяк, выставлявшийся на насыпных холмах в виде птицы, чаще всего в виде чучела филина с трещотками, посредством которых можно было передавать на большое расстояние весть о тревоге. Выражение «уже връжеся дивь на землю» означает, по мнению Капниста, что половцы, не боясь нападений русских, уже побросали на землю свои маяки.

Некоторые ученые и переводчики видят в Д. олицетворение нужды, горя (А. А. Потебня), злой судьбы (А. Н. Веселовский), молвы, славы (Н. М. Деларю), слухов о походе Игоря (Н. И. Гаген-Торн), символ темной стихийной архаики — гордыни и похоти (Чернов) и т. д.

Итак, большинство исследователей считает Д. воплощением сил зла. Прямо противоположную точку зрения высказал А. Знойко, по мнению которого, Д. — верховное божество славян, бог неба или само небо, т. е. Белбог. С Дыем, божеством, упомянутым в

113

апокрифич. «Хождении Богородицы по мукам» (XII в.), отождествляет Д. В. Л. Янин.

По мнению Л. В. Соколовой, Д. в С. — это языч. божество дикого, не освоенного человеком пространства — поля и леса, где властвуют опасные для человека стихийные силы; позднее — леший. Д. можно типологически соотнести с Паном греч. мифологии. В начале похода Игоря Д. предупреждает о нем половцев, живущих в поле под покровительством Д., а после поражения Игоря Д., как символ половцев, вторгается на Русскую землю.

Лит.: Бутков П. Г.О финских словах в русском языке и словах русских и финских, имеющих одинаковое знаменование. СПб., 1842. С. 15—16;Дубенский.Слово. С. 38;Буслаев Ф. И.1) Исторические очерки русской народной словесности. СПб., 1861. Т. 1. С. 80—81; 2) Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. С. 602; 3) Русский богатырский эпос // Рус. вест. 1862. № 3. С. 28;Костомаров Н. И.Славянская мифология. Киев, 1847. С. 47—48;Бицын.Слово. С. 785;Огоновский.Слово. С. 46;Веселовский А. Н.Новый взгляд на Слово о полку Игореве // ЖМНП. 1877. Авг. С. 276;Миллер Вс.1) Взгляд. С. 88—89, 190; 2) Экскурсы в область русского народного эпоса. М., 1892. С. 102—106, 210, 213—214;Барсов Е. В.1) Критические заметки об историческом и художественном значении Слова о полку Игореве // ВЕ. 1878. Кн. 11. С. 346—348; 2) Лексикология. С. 194—195;Максимович М. А.Песнь о полку Игореве // Собр. соч. Киев, 1880. Т. 3. С. 536;Сумцов Н. Ф.Культурные переживания // Киевск. старина. 1890. Т. 31. С. 58—59;Мелиоранский П. М.Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игореве» // ИОРЯС. 1902. Кн. 2. С. 3;Потебня.Слово. С. 25, 26, 82, 100;Гальковский Н. М.Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1 (§ 13: «Див»);Перетц.Слово. С. 173;Ильинский Г. А.Несколько конъектур к «Слову о полку Игореве» // Slavia. Praha, 1929 Roč. 7. Seš. 3. S. 653;Ржига В. Ф.Слово о полку Игореве и древнерусское язычество // Ibid. 1933—1934. Roč. 12. Seš. 3—4. S. 430 (то же: Слово — 19861. С. 97, 100);Новиков И.Поэтика «Слова о полку Игореве» // Лит. учеба. 1938. № 3. С. 13;Югов. 1) Слово — 1945. С. 10—11, 117—118; 2) Слово — 1975, С. 135—140, 225—239, 252—253;Гудзий Н. К.Рец. на кн: Слово о полку Игореве / Пер. и комм. А. К. Югова. М., 1945 // Сов. книга. 1946. № 6—7. С. 99—100;Орлов.Слово. С. 96;Бабкин Д. С.«Слово о полку Игореве» в переводе В. В. Капниста // Слово. Сб. — 1950. С. 354;Янин В. Л.Свинцовая крышка с тайнописью из Новгорода // Краткие сообщ. Ин-та истории материальной культуры АН СССР. М.; Л., 1954. Вып. 54. С. 46—48;Еремин И. П.Слово о полку Игореве. Примеч. // Худ. проза Киевской Руси XI—XIII веков. М., 1957. С. 339;Мальсагов Д. Д.О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве» // Изв. Чечено-Ингуш. НИИ истории, яз. и лит-ры. Грозный, 1959. Т. 1, вып. 2. С. 134, 140—141;Вагнер Г. К.Грифон во Владимиро-Суздальской фасадной скульптуре // Сов. археология. 1962. № 3. С. 78—90;Головенченко — 1963.С. 30, 35—36, 66, 277;Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н.1) Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 173; 2) Див // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1;Стеллецкий.Слово — 1965. С. 129—131, 160;Гумилев Л. Н.Поиски вымышленного царства. М., 1970. С. 323—326;Рыбаков Б. А.О преодолении самообмана: (по поводу книги Л. Н. Гумилева «Поиски вымышленного царства») // ВИ. 1971. № 3. С. 157;Гаген-Торн Н. И.Анимизм в художественной системе «Слова о полку Игореве» // Сов. этнография. 1974. № 6. С. 114—115;Мещерский Н. А.Из наблюдений над текстом «Слова о полку Игореве» // Вест. ЛГУ. Л., 1976. № 14, вып. 3. С. 82—83;Ворт Д.Див — Simurg // Восточнослав. и общее языкознание. М., 1978. С. 127—132;Шервинский С. В.«Див» в «Слове о полку Игореве» // Слово Сб. — 1978. С. 134—140;Суетенко В.Гимн русскому народу: Гипотезы, догадки, предположения // Лит. Россия. 1980. 5 сент. № 36. С. 9;Дорожкин Н.Мудрецы удивлялись: не зверь он, а кто же?: Кто он, див из «Слова»? // Техника — молодежи. 1983. № 3. С. 58—59;Гаспаров Б.Поэтика «Слова о полку Игореве». Wien, 1984. С. 113—115, 193—194;Гребнева Э. Н.Где кричит Див? // РР. 1985. № 1. С. 100—102;Плюханова М. В.Див в «Слове о полку Игореве» // Черниг. обл. конф. — 1986. Ч. 1. С. 75—77;Чернов А. Ю.Поэтическая полисемия и сфрагида автора в «Слове о полку Игореве» // Исследования «Слова». С. 278;Трубачев О. Н.Славянская этимология и праславянская культура // X Междунар. съезд славистов: Слав. языкознание.

114

М., 1988. С. 321;Пушик С.Дараби пливуть у легенду. Київ, 1990. С. 39—55;Соколова Л. В.Див и «Тмутороканский болван» в «Слове о полку Игореве» // Живая старина. 1994. № 4 (в печати).

Л. В. Соколова

  1. дивсущ. муж. родадивот словаem дива сущ. жен. рода одуш.дваот словаem диво сущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. дивмен. чол. роду жив. чол. родудиво сущ. ср. рода якимсь дивом какимто чудом з доброго дива из доброго дива скороченнядивисьсм.вд словаem дивомен. сер. роду...Большой украинско-русский словарь
  3. дивДИВ в восточнославянской мифологии один из духов дикой природы....Большой энциклопедический словарь III
  4. дивДИВ в восточнославянской мифологии один из духов дикой природы....Большой Энциклопедический словарь V
  5. дивДив язичницьке божество...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  6. дивI а ч.i мф.i У словенськй мфолог зловсна сила у вигляд птаха.II у ч.i рдкоi.Диво. у знач. присудк. сл.i...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  7. дивдив а мфчна стота у диво...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  8. дивДив у дохристиянських вруваннях зле божестводракон змй велет чудовисько божество страху й смерт збереглося народне заклинання щоб на тебе Див прийшов зображувався у ви...Жайворонок. Знаки української етнокультури
  9. дивДИВ ДИВЪ мифич. существо которое по языч. представлениям предвещало несчастье беды. Очевидно в этом смысле Д. упоминается и автором Слова о полку Игореве свисть звfontри...Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»
  10. дивДИВ главный калибр Корпорации Тяжелого Рока. История этой трэшгруппы началась в первой половине х в СПТУ где волею судеб оказались вместе Виктор Алкаш Лемков и Сергей Лы...Малая энциклопедия русского рока
  11. дива м.em В восточной мифологии то же что демон.Синонимы ворон дух пугач сова филин...Малый академический словарь
  12. дивкорень ДИВ нулевое окончаниеОснова слова ДИВВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДИВ Слово Див содержит следующие морфемы или части приставк...Морфемный разбор слова по составу
  13. дивНачальная форма Див единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  14. дивдив м. устар. Сказочное существо в восточной мифологии чудище чудовище....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  15. дивДивstrong а м. Стар. редк. Отч. Диович Дивовна. Производные Дива. [От лат. divus божественный.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  16. дивДив Див а мифол....Орфографический словарь
  17. дивu мu мн.u дивы Р.u дивов ворон дух пугач сова филин...Орфографический словарь русского языка
  18. дивдив менник чоловчого роду стота у мфолог див менник чоловчого роду диво рдко...Орфографічний словник української мови
  19. дивдив дивы дива дивов диву дивам дива дивов дивом дивами диве дивах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  20. дивОрфографическая запись слова див Ударение в слове Див Деление слова на слоги перенос слова див Фонетическая транскрипция слова див [диф] Характеристика всех звуков д [д]...Полный фонетический разбор слов
  21. дивдива в древнерусской языческой мифологии дух леса по мнению некоторых исследователей одно из воплощений верховного бога Сварога. Дважды упоминается в Слове о полку Игорев...Русская энциклопедия
  22. дивДив а мифол.em Синонимы ворон дух пугач сова филин...Русский орфографический словарь
  23. дивМ div....Русско-азербайджанский словарь
  24. дивДз...Русско-белорусский словарь
  25. дивмиф.i дз род.i дзва муж.i...Русско-белорусский словарь II
  26. дивду дию...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  27. дивbrnums dmons...Русско-латышский словарь
  28. дивдив дев...Русско-таджикский словарь
  29. дивм.исполин великан колосс...Сербско-русский словарь
  30. дивДИВ перс div гений санскр. div небо лат. divinus божественный. злой дух. пугач филин сова ночн. ворон зловещая птица. Словарь иностранных слов вошедших в состав рус...Словарь иностранных слов русского языка
  31. дивДив а муж.em Стар.em редк.emОтч.strong Дивович Дивовна. Производныеstrong Дива. Происхождениеstrong От лат.em divus божественный. Словарь личных имн Див а м.u Стар. редк...Словарь личных имен
  32. дива м.iМиф.iВ пещерах сих громад Гдfont бог хромый ковал перуны И лил для нужд богов чугуны Труждались однооки дивы. Бобр. Херс. ....Словарь русского языка XVIII в
  33. дивдив сущ. колво синонимов ворон дух пугач сова филин Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы ворон дух пугач сова филин...Словарь синонимов II
  34. дивПредставлялся в виде вихрячеловека сверкающего точно молния который внезапно появлялся на пути войска идущего в поход на бой и выкликал пророчества то страшные то благопр...Словарь славянской мифологии
  35. диввосточное мифическое существо злой дух у ираноязычных народов Среднего Востока...Словарь трудностей кроссвордов
  36. дивh дивbig сущ.муж.одуш.i мн.род. Тезеев храм в Афинах и Персеполь приписываются построению Дивов.Пут....Словарь языка Грибоедова
  37. дивперс. dev злий дух демон а ч. Демончний персонаж схднословянсько мфолог. Вважаться що диви живуть у лс на верхвках дерев. Вноч спускаються донизу лякають подорожнх свом...Словник мови Стуса
  38. дивДИВОstrong те що виклика великий подив ЧУДОstrong ДИВИНАstrong розм. ЧУДАСЯstrong розм. ДИВОВИЖАstrong розм. ДИКОВИНАstrong розм. ДИВОВИСЬКОstrong розм. ДИВОВИЩЕstrong ро...Словник синонімів української мови
  39. див1ДИВ а ч. мф. У словянськй мфолог зловсна сила у вигляд птаха. Щоб на тебе див прийшов Номис . високого дерева Див проквиля Земл невдомй встку засила Мирний V Лисиц ...Словник української мови в 11 томах
  40. дивв славянской мифологии сказочная зловещая птица Око зрит невидимейшую даль Сердце зрит невидимейшую связь. Ухо пьет неслыханнейшую молвь. Над разбитым Игорем плачет Д...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  41. дивДИВ в славянской мифологии сказочная зловещая птица Око зрит невидимейшую даль Сердце зрит невидимейшую связь. Ухо пьет неслыханнейшую молвь. Над разбитым Игорем плач...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  42. дивДИВ в восточнославянской мифологии один из духов дикой природы....Современный энциклопедический словарь
  43. дивIstrong а ч. мф.У словенськй мфолог зловсна сила у вигляд птаха. IIstrong у ч. рдкоem.Диво. у знач. присудк. сл....Толковый словарь украинского языка
  44. дивУдарение в слове ДивУдарение падает на букву и...Ударение и правописание
  45. див[dyw]...Українсько-польський словник
  46. дивдив дивы дива дивов диву дивам дива дивов дивом дивами диве дивах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы ворон дух пугач сова филин...Формы слова
  47. диввеликим дивним дивом з сл. дивуватися. Дуже надто. Ускочивши в хату вн Попенко мав щось сказати Жуков великим дивом дивувався як почув що Жука вже нема не буде Панас М...Фразеологічний словник української мови
  48. дивВид Див...Электронный словарь анаграмм русского языка
  49. дивДив Dives прибрежная река во французском департаменте Кальвадос впадает после км течения в ЛаМанш км до устья становится судоходным. Вблизи устья лежит местечко Д. с ...Энциклопедический словарь
  50. дивДИВ в восточнославянской мифологии один из духов дикой природы....Энциклопедический словарь естествознания
  51. дивDives прибрежная р. во фр. дпт. Кальвадос впадает после км течения в ЛаМанш км до устья становится судоходным. Вблизи устья лежит мст. Д. с жит. бывшее некогда одной ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  52. дивДИВдива в восточнославянской мифологии персонаж. Упомянут в средневековых Словахпоучениях против язычества в форме дива и дважды в Слове о полку Игореве приурочен к верху...Энциклопедия мифологии
  53. дивптица предвещающая несчастье удод Upupa epops Павл. др.русск. дивъ СПИ. Возм. через какойлибо из тюрк. языков из ср.перс. нов.перс. dev демон дьявол авест. daeva злой дух...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  54. дивдив птица предвещающая несчастье удод Upupa epops Павл. др.русск. дивъ СПИ. Возм. через какойлибо из тюрк. языков из ср.перс. нов.перс. dv демон дьявол авест. dava злой д...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)